Сроки давности в налоговом праве

Содержание

Срок давности по налогам — определение, особенности

Сроки давности в налоговом праве

Одна из распространённых ситуаций – когда налогоплательщик получает уведомление об уплате сборов за периоды, которые давно прошли.

Непросто сразу понять, насколько такие требования соответствуют законодательству. Надо заранее узнать о времени, спустя которое контролирующие органы не имеют права на принудительное взыскание. Каков срок давности по налогам?

Об общем сроке давности на 2018 год

Срок давности взыскания долга – правильное понятие, которое будет актуальным для таких ситуаций. Ведь важное значение имеет то, на протяжении какого периода орган контроля наделён правом предъявлять соответствующие требования.

Законодательство выделяет две категории лиц с обязанностями по уплате налогов. Это физические и юридические лица.

Общее время уплаты не превышает трёх лет. Но есть и исключения из правила.

Физические или частные лица

Статья 48 НК РФ описывает главные правила, связанные с этой категорией лиц. В области налогообложения задолженность остаётся бессрочной. Это вывод, который делают после изучения текущих положений законодательства. Есть ограничения, но они касаются только некоторых видов сборов и имущества:

  1. Транспорт.
  2. Имущество физлиц.

НК РФ содержит описание ситуаций, когда транспортные сборы списываются с граждан, если за предыдущие три года полная сумма не получена.

При взыскании денег по оплате НДФЛ тоже определён стандартный срок давности, составляющий три года. Встречаются ситуации с требованиями об уплате недоимки по конкретному периоду, со стороны фискальных органов.

Даже если долги существуют за предыдущие пять лет – взыскать можно максимум за три года.

Служба по налогам сохраняет за собой право обращаться к судам. Тогда выставляются просьбы по уплате не только самого долга, но и пени, штрафов.

В такой ситуации сумма долга будет расти.

Юридические лица, ИП

Статья 46, 47 НК РФ посвящены недоимкам в случае взаимодействия с юридическими лицами и ИП. Налогоплательщик имеет право подавать требование о возврате переплаты сразу после того, как с предпринимателя и предприятий списывают лишние суммы пенни, штрафов и долгов. Вопрос надо решить на протяжении 30 дней.

Точки отсчёта следующие:

  • Получение уведомления об излишне уплаченной сумме.
  • Судебное решение, подтверждающее переплату.

В судебный орган обращаются, когда указанное раньше время истекло. Тогда максимум времени – три года с момента, когда гражданину сообщили о переплате, либо когда ему самому стало известно об этом. Если налог переплачен – обращение в инспекцию не требуется. Начинают с заявления в адрес судебной инстанции.

Для ИП и предприятий давностные сроки бывают разными:

  1. 6 месяцев – когда используют средства расчётных счетов.
  2. Два года – если обращается взыскание на прочее имущество налогоплательщика.

Исковая давность – понятие, применение которого остаётся одинаковым для всех категорий граждан.

Как определить, законно ли требование?

В этом случае присматриваются к следующим вопросам:

  • Нарушены ли правила, связанные с определением сумм, которые полагаются государству?
  • Правомерны ли действия Инспекции? Укладываются ли они за время, установленное законами?

Сначала нужно вычислить дату, когда задолженность обнаружена. С этого момента начинается процесс взыскания, отсчёт.

ФНС имеет право проводить несколько видов проверок для установления долга:

  1. Выездные.
  2. Камеральные.
  3. Повторные.

Что касается судебных разбирательств, то время для них высчитывается как сумма следующих периодов времени:

  • Оформление заявки, организация разбирательств.
  • Ожидание фактических выплат, указанных в сопроводительных документах.
  • Направление требования для погашения долга.

В сумме проходит не больше 36 недель между моментом определения недостачи и задействования судебных инстанций. До 24 месяцев расширяется промежуток, если при погашении используют имущество, имеющееся в наличии у гражданина.

В зависимости от величины задолженности время, определённое на законодательном уровне, тоже может меняться. Чем меньше долг – тем меньше сроки. Обратная зависимость тоже присутствует.

Бывает так, что спустя некоторый период суд сам прекращает дело относительно недоимки. Тогда налоговая служба окончательно теряет возможность вернуть средства. Повторно открывать дело тоже запрещают.

По поводу правонарушений

Исковую давность по налогам и правонарушениям сложно сравнивать на практике. У граждан часто возникают проблемы с этими понятиями. Эти категории сильно отличаются друг от друга, по нескольким аспектам.

Правонарушения – отдельная сфера, которая регулируется собственной давностью. Стандартный срок – 36 месяцев. Он считается со следующих моментов:

  1. Совершение нарушения.
  2. С даты за отчётным периодом, на протяжении которого совершено противозаконное действие.

Тип совершённого проступка влияет на показатель времени. К примеру, второй вариант отсчёта применяется при нарушении норм, связанных с учётом:

  • Доходов.
  • Совершённых ранее затрат.
  • Имеющихся во владении наименований.

Правило распространяется и на случаи, когда в срок не выполнены основные обязательства. Установка сохраняет актуальность для тех отчислений, у которых стандартный период – 12 месяцев.

Во всех остальных случаях дата отсчёта – это тот же момент, когда правонарушение совершено.

О санкциях налогового периода

Для санкций по давностным срокам тоже действуют ограничения. Имеется в виду два основных направления:

Это деньги, взыскание которых – действие после правонарушений. Применение таких мер актуально для граждан, получивших решение о взыскании принудительного порядка. И от которых потребовали заплатить штраф сверх обычных мер.

Решение по принудительному взысканию штрафов принимают спустя 8 недель после окончания времени, отведённого, чтобы выполнить условия. Специалисты имеют право подавать судебные заявления, если время прошло, а деньги от гражданина так и не поступили. За следующие шесть месяцев платежи по санкциям требуется погасить в обязательном порядке.

Чтобы получить разрешение о взыскании, дают до 12 месяцев, если обязательства погашаются за счёт имущества в собственности у компании.

Отсчёт начинается после окончания периода, отведённого для погашения долгов в добровольном порядке. Если время пропускается – органы контроля ещё на протяжении года могут подавать исковые заявления.

Потому максимум давности по санкциям в этом случае составит до двух лет.

Какие моменты имеют значение?

Велика вероятность отказа со стороны судебной инстанции по заявлениям от контролирующего органа.

Но это допустимо, если налогоплательщик сам направит ходатайство с информацией о том, что сроки для предъявления претензий уже прошли. Если этого не сделать – заявление службы будет рассмотрено, удовлетворено.

Стандартные положения Гражданского Кодекса будут действовать для тех лиц, кто решит обжаловать решение инстанции.

О пресекательных периодах

Относительно других видов обязательных отчислений какие-либо конкретные правила отсутствуют. Есть и другие особенности.

  • Отсутствие общего порядка, на основе которого можно было бы списывать налоги и долги за определённый период.
  • При нарушении прав контрольные органы всегда обращаются в суд, чтобы их восстановить.
  • Законодательство, понятия временных ограничений – вот чем руководствуется соответствующая служба.

Минимум два вида сборов сопровождаются давностными периодами, согласно НК РФ. В ГПК какие-либо конкретные условия вообще отсутствуют. Возьмём для примера ситуацию, когда налоговая служба вынесла постановление о принудительном взыскании земельного налога. Утверждения по сроку давности нет. Но используют понятие пресекательного периода.

Отличие нового понятия – в том, что начинается отсчёт не с момента, когда появилась обязанность рассчитаться. Точка отсчёта – дата, когда направили условие оплатить суммы. 2 года – максимум времени для лиц юридических. У граждан есть полгода.

О противоречиях налогового кодекса

Срок давности по взиманию платежей – понятие, которое очень запутанно в текущем законодательстве. Но дополнения с разъяснениями облегчают жизнь плательщикам.

Правовая практика давно сталкивается с понятием.

  1. Кредитор теряет возможность удерживать те или иные суммы, когда указанный период подходит к концу.
  2. Установление конкретных рамок для ситуаций по правонарушениям в плане налогов.
  3. Правило распространяется и на понятие недоимок.

Это понятие описывается уже в статье 113. Там говорят о том, что субъект нельзя привлекать к ответственности за правонарушения, если с точки отсчёта прошло три и более года. Но правила прозрачны только с первого взгляда.

По смыслу статьи 48 давностное время сокращается до полугода. Но есть другая статья – 70. Она способствует увеличению давностного периода до бесконечности, без оснований. То есть, требование можно вынести в любой момент после того, как контролирующий орган закончит проверку.

Дополнительные разъяснения

Фактически, право ФНС выставлять требование за пределами трёхлетнего срока, было подтверждено другими контролирующими органами. Правило сначала задействовало только штрафы, недоимки игнорировались. Сейчас ситуация изменилась. 9 месяцев – давностный период, стандартный для недоимок. К этому прибавляют время, необходимое для исполнения условий.

Обязательства перед бюджетом: исполнение

Любые лица, получившие статус налогоплательщика, обязаны отчислять средства в бюджет, согласно НК. Обязательства гасятся, начиная с момента, когда банку предъявляют поручение, чтобы совершить соответствующую операцию. Главное – чтобы на счету объекта хватало средств.

Налог признаётся невыплаченным при следующих обстоятельствах:

  • Наличие непогашенных платежей.
  • Недостаточное количество средств на счету.
  • Отзыв поручения из банка.

При участии налоговых агентов в выплате долг признают погашенным, когда он вычтет соответствующую сумму из доходов. Принудительные меры применяются к тем, кто игнорирует свои обязательства и требования.

По поводу действий контрольных органов

Решение ФНС – единственное основание, по которому законно списывают суммы. Первый этап включает передачу инкассовых поручений для списания. 1 операционный день – максимум для выполнения поручения. Учитывается время, которое следует за моментом получения поручений.

Если денег не хватает – то условия выполняют по мере того, как они появляются на счету. Сумму могут взыскать за счёт имущества, если информации о расчётном счету не хватает.

По решению руководителя ФНС взыскивают недоимку, когда возникает необходимость. Между моментами принятия решения и направления требований судебному приставу проходит не больше трёх дней. Условия стандартно исполняются за 60 дней.

По отношению к следующим явлениям требования удовлетворяют последовательно:

  1. Наличные.
  2. Имущество, не относящееся к созданию товаров.
  3. Готовый вид продукции.
  4. Материалы и сырьё для непосредственного производства, станки, здания, сооружения и так далее.
  5. Имущество, которое передают владельцам без права собственности.
  6. Ценности с материальным характером других групп.

Для налогообложения отрезки времени имеют большое значение. Если некоторые особенности неизвестны – вероятность затягивания процесса выше.

Просрочек и недоимок по платежам для налоговой рекомендуется избегать с самого начала. Тогда все обязательства исполняются добросовестно.

Рекомендуется обращаться за помощью профессиональных юристов, если возникают проблемы с определением законности требований со стороны налоговой.

Исковая давность: новые разъяснения Верховного суда РФ в следующем видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Дек 6, 2018Пособие Хелп

Источник: https://posobie.help/vychet/deklaracija/srok-davnosti-po-nalogam.html

Сроки давности по налогам :: Адвокат Маринич Л.И

Сроки давности в налоговом праве

Какие существуют сроки давности по взысканию задолженности по налогам и налоговым правонарушениям.

В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Многие граждане сталкиваются с тем, что им не присылают вовремя налоговое уведомление об уплате налогов или оно вообще не приходит.

И, если налогоплательщик не обратится в налоговый орган, то может образоваться задолженность по уплате налога. Иногда налоговая служба присылает уведомление спустя несколько лет после неуплаты налогов физическим лицом.

В документе обычно указывается основная сумма сбора и размер начисленной пени за все время просрочки. Подобные ситуации давно не редкость, но доказывать свою невинновность приходиться именно налогоплательщикам.

В связи с этим граждане часто обращаются в суд, чтобы доказать свою невиновность и уменьшить размер налоговых обязательств.

Судебная практика также неоднозначна. Бывает, гражданам удается добиться списания налогов с истекшим сроком исковой давности. Но, нередко суды отклоняют исковые требования, ссылаясь на нормы налогового законодательства. Если говорить о юридических лицах, то здесь похожая ситуация.

Задолженность юридического лица по уплате налогов и сборов может образоваться по нескольким причинам:

  • Неуплата или несвоевременная уплата налога.
  • Выполнение налоговых обязательств в меньшем размере.
  • Ошибочное применение налоговых вычетов.
  • Неверное использование понижающего коэффициента.
  • Умышленное занижение налоговой базы.
  • Искусственное увеличение расходов.
  • Не восстановление НДС.
  • Непредоставление первичных документов.
  • Фальсификация бухгалтерского учета.
  • Отсутствие раздельного учета.

Если налогоплательщик использует несколько налоговых режимов, то может произойти ошибочное применение ставки одной налоговой системы в отношении объекта налогообложения, который облагается по другому налоговому режиму.

Общий срок давности закреплен ст.196 Гражданского Кодекса РФ. При этом право на обращение в суд не ставится в зависимость от факта истечения срока давности (ст.199 Налогового Кодекса РФ).

Сроки давности в налоговом законодательстве не так однозначно указаны в нормах законодательства.

Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если с момента совершения налогового правонарушения прошло более трех лет (ст.113 НК РФ).

Исключением могут быть случаи, когда налогоплательщик активно препятствовал проведению налоговой проверки.

Иногда сроки обращения в суд сокращаются для налоговой службы до 6 месяцев в случаях, если налогоплательщик – физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем (ст.48 НК РФ).

Отсчет времени начинается с момента истечения сроков, отведенных физическому лицу для исполнения требования о погашении задолженности по налоговым платежам.

Но, если сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, то фискальный орган может обратиться в суд на протяжении 6 месяцев после истечения 3-летнего срока.

Иными словами, срок для обращения в суд увеличивается на 6 месяцев. При этом суд может возобновить пропущенные сроки давности.

Существует ли срок исковой давности по уплате налогов?

В большинстве случаев правила удержания налогов и сборов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц аналогичны тем, что установлены для граждан:

  • Если налоговое извещение направлено с пропущенными сроками давности (более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления), например, по уплате транспортного налога, то его можно обжаловать в суде (ст.363 НК РФ).
  • Если налоговый орган подал исковое заявление о взыскании задолженности по уплате налога, то налогоплательщик может сделать заявление о том, что сроки давности уже истекли. Суд должен будет отказать в удовлетворении заявленных требований.
  • Если задолженность образовалась вследствие умышленной неуплаты налога в порядке исполнительного производства, то общие сроки давности для ее удержания здесь не действуют. Исключением являются случаи, когда судебное слушание по налоговым спорам проходило без участия налогоплательщика.

Источник: https://blog.advokat-marinich.ru/article/view/111/sroki-davnosti-po-nalogam

Сроки давности в налоговом праве

Сроки давности в налоговом праве

“Бухгалтерский учет”, N 19, 2001

Порядок исчисления сроков в налоговых правоотношениях был установлен Законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”.

До принятия указанного Закона вопрос исчисления сроков в налоговом праве практически не был решен. Руководствоваться аналогичными нормами гражданского законодательства не представлялось возможным, поскольку в ст.

2 ГК РФ указывается, что “к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством”. И только изменения к Налоговому кодексу решили указанную проблему.

В ст.6 НК РФ законодатель вводит определение срока, исчисляемого неделями. Согласно формулировке статьи неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В соответствии со ст.

76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока может приниматься решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке. Если этот срок истек в понедельник, то начавшаяся неделя уже не попадает в расчет, поскольку срок начинает течь на следующий день (во вторник), а неделя должна содержать пять рабочих дней подряд.

К сожалению, в ст.76 НК РФ не нашла разрешения такая важная проблема, как порядок исчисления окончания срока, когда день окончания является рабочим, однако организации (или налоговые органы) не производят в этот день соответствующих действий. Данная проблема уже проявилась на практике.

Так, Федеральный арбитражный суд Центрального округа в своем Постановлении от 30.11.1999 по делу N А09-3307/99-15 указал, что нарушение налогоплательщиком срока постановки на налоговый учет было связано, в частности, с тем, что прием документов в ГНИ ограничен только двумя днями в неделю .
Материалы арбитражной практики получены автором из информационных правовых систем ИПК “Кодекс”.

Таким образом, при исчислении сроков следует придавать значение не только тому, является ли соответствующий день рабочим, но и возможности осуществления действий, операций в соответствующий день.

Ко всему вышесказанному следует сделать немаловажное замечание. Порядок установления начала течения срока, исчисляемого неделями, определяется законом, хотя формулировки закона допускают неоднозначное толкование. В том случае, если налоговые органы попытаются исчислять указанные сроки способом, отличным от того, который установлен законом, следует обратиться в суд.

Еще сложнее дело обстоит с приведением в соответствие (согласованием) окончания срока и дня совершения налоговыми органами определенных действий.

Ведь в уже приведенном примере о пропуске срока постановки на налоговый учет нет указания на то, что созданное налоговыми органами препятствие в виде ограничения времени приема документов двумя днями в неделю освобождает налогоплательщика от ответственности.

Поэтому при возникновении подобного спора следует апеллировать не к ст.6 НК РФ об исчислении сроков, а к ст.112 НК РФ, указывающей на необходимость принимать во внимание смягчающие обстоятельства.

Возвращаясь к вопросу о сроках давности в налоговом праве, необходимо выделить следующие:

  • сроки подачи заявления о возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога, сбора или пени (ст.ст.78, 79 НК РФ);
  • срок давности взыскания налога за счет имущества налогоплательщика (ст.48 НК РФ);
  • срок давности привлечения к налоговой ответственности (ст.113 НК РФ);
  • срок давности взыскания налоговых санкций (ст.115 НК РФ).

Данный перечень является неполным, однако вычленить все сроки давности в какой-либо отрасли достаточно сложно, и ряд вопросов может остаться за рамками рассмотрения.

Сроки давности по возврату излишне уплаченных и излишне взысканных налогов

В ст.78 НК РФ, устанавливающей порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней, указывается, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В связи с этим возникает несколько вопросов.

Первый из них связан с тем, что законодатель, ограничив трехгодичным сроком возможность подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, ничего не сказал о сроке зачета. Таким образом, на сегодняшний день срок проведения зачета по излишне уплаченным налогам не ограничен.

Другой вопрос относится также и к срокам, предусмотренным ст.79 НК РФ, и заключается в неопределенности характера данных сроков. В то же время необходимо установить, являются ли эти сроки пресекательными, т.е. прекращающими действие самого права, или же они могут быть восстановлены при наличии уважительных причин.

Вопрос этот также не может быть однозначно разрешен. В Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.11.

1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” есть указание на то, что сроки, предусмотренные п.3 ст.48 и п.1 ст.

115 НК РФ, являются пресекательными, относительно же остальных сроков такого указания не содержится. Однако это еще не дает основания полагать, что данный срок может быть восстановлен судом.

Здесь мы опять сталкиваемся с отсутствием соответствующих норм в налоговом законодательстве: налоговое законодательство не содержит правил о возможности и порядке восстановления пропущенных сроков .
Исключение составляет только срок на обжалование акта налогового органа, действий или бездействия его должностного лица, предусмотренный ст.139 НК РФ. Данный срок может быть восстановлен по прямому указанию закона.

Такие нормы содержатся в гражданском законодательстве, однако оно, по общему правилу, не может регулировать налоговые отношения. Также восстановление предусмотрено в отношении процессуальных сроков (см. ст.

105 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.99 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Эти правила также не могут применяться в данной ситуации, поскольку рассматриваемые сроки не являются процессуальными.

Таким образом, можно предположить, что сроки предъявления требований о зачете или возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов и пени, так же как и иные сроки, предусмотренные налоговым законодательством, являются пресекательными.

Еще одна проблема налогового законодательства, связанная с рассматриваемым вопросом, заключается в том, что, распространив на отношения с внебюджетными фондами правила о возврате и зачете излишне уплаченного налога, законодатель не сделал такого указания в отношении излишне взысканных платежей в указанные фонды.

Практика применения Налогового кодекса РФ выявила еще одну проблему, связанную с применением правил о возврате излишне уплаченных сумм налога, а именно, с переплатой НДС.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/28398-sroki-davnosti-nalogovom-prave

Срок исковой давности по налогам – подробная информация!

Сроки давности в налоговом праве

Налоги, которые должен платить каждый гражданин РФ, необходимы для наполнения бюджета и содержания государственного управленческого аппарата, армии и правоохранительных органов, а также для развития различных проектов, поддержки малоимущих слоев социума и проч. Другими словами, налоговые взносы имеют большое значение, поэтому государство принуждает всех (в том числе ИП и юридических лиц) предоставлять отчетность по своим налоговым обязательствам. Срок исковой давности по налогам

Что характерно, в обязанности налоговой службы не входит напоминание о необходимости внесения регулярного платежа – граждане должны сами все это делать.

Однако если сроки, указанные в НК РФ, пропущены, то налоговые инспекторы сразу дадут о себе знать и потребуют немедленной выплаты образовавшейся задолженности, а также штрафа, который полагается в таких случаях.

На заметку! Многим кажется, что штат налоговой инспекции слишком «раздут», но в действительности имеющегося персонала попросту не хватает для того, чтобы следить за всеми неплательщиками. Хотя причина может быть и другой – в стране очень большое количество неплательщиков.

Налоговые инспекторы не обязаны напоминать о просроченных задолженностях

В связи с этим требования и судебные иски от фискальных органов могут поступать даже через несколько лет после нарушения. Но существует ли срок исковой давности по налогам? Что вообще делать в подобных случаях самим субъектам? Об этом и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Что говорит закон?

Под исковой давностью подразумевается временной период, предоставляемый лицу, права которого были нарушены. В чем же ее суть? А суть в том, что по истечении этого времени истцу вполне могут отказать в восстановлении прав.

Более того, основанием для судебного отказа будет именно пропуск указанных сроков.

На заметку! Есть ли что-либо подобное в налоговых законах? Можно ли, не выплатив налоги, через пять-десять лет освободиться от претензий налоговиков, требующих погашения задолженности?

По сути, в НК РФ понятие «исковая давность» отсутствует. Это касается процессуального права. Вместе с тем, законодательством предусматриваются особые сроки, при пропуске которых можно отказать фискальным органам во взыскании задолженности в судебном порядке. Взыскание задолженности по налогам должно производиться в определенный промежуток времени

Сроки давности для физ. лиц

Начать следует с того, что законом не предусмотрены конкретные общие положения касаемо освобождения от обязательств при пропуске определенных сроков для всех субъектов, которые должны платить налоги.

Касается это исключительно двух типов налогов:

  • налог на собственность физ. лиц;
  • транспортный налог.

Срок давности в первом случае равен трем годам. Если налоговый инспектор обратится с иском по истечении большего периода времени, то суд вправе отказать ему, основываясь на выходе направления уведомления за рамки трехгодичного периода, предшествующего календарному году.

Что же касается случая с собственностью физ. лиц, то здесь действует третья часть 363 статьи Налогового кодекса, а описываемый срок тоже составляет три года.

Это значит, что если субъекта не привлекли к выплате налогов, например, за десять лет, то уполномоченные органы имеют право взыскивать только задолженность за последние три года. Статья 363 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Ситуация с юридическими лицами

Больше никаких подобных положений, применимых к другим типам налогов, налоговое законодательство не предусматривает.

Какое-то общее правило, позволяющее прощать должникам их задолженности перед государством за тот или иной отчетный период, отсутствует.

По этой причине для того чтобы выяснить, как вести себя в такого рода ситуациях, следует обратиться к судебной практике. Иными словами, возвращаемся туда, откуда начали.

Итак, право нарушили, а налоговые органы требуют его восстановления и для этого обращаются в суд. Последний, в свою очередь, руководствуется законодательством и оперирует исковой давностью. Но при этом об исковой давности в законах ничего конкретного не сказано.

Какое же решение должны принимать судьи?

На заметку! Существуют определенные отличия между пресекательными сроками и сроками давности по налогам.

Так, в первом случае исчисление производится со дня направления требования о налоговой выплате, но не со дня появления обязанности выплатить ее.

Для юридических лиц они составляют два года с момента завершения срока, который указывается в требовании (на юридическом языке это называется «датой погашения недоимки»). Что же касается физических лиц, то для них данные сроки составляют всего шесть месяцев. Дата погашения недоимки для юридических лиц – два года

Об индивидуальных предпринимателях

Правовая практика, которая решает вопросы, касающиеся возможности применения сроков давности, включает в себя и описанные выше пресекательные сроки. Помимо того, учитываются сроки, которые установлены для проведения въездных проверок, и сроки давности административной ответственности, предусмотренной за нарушение НК РФ.

И эти сроки составляют ровно три года. Если говорить конкретно об индивидуальных предпринимателях, то для них закон не определяет никаких особых исключений. Такая категория граждан даже не выделяется судьями как-то по-особенному. Срок давности для ИП – три года

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: в отношении налога на собственность физ.

лиц и транспортного налога действует трехлетний срок исковой давности, в то время как в отношении других разновидностей недоимок законодательством вообще не установлен никакой срок (хотя суд использует первые положения ко всем случаям, относящимся к данной категории).

И еще одно: из-за пропуска сроков налоговая инспекция не теряет права подавать исковые заявления в суд. И если ответчик не предпримет никаких действий, чтобы судья учел исковую давность, то документ будет успешно рассмотрен и, вероятнее всего, удовлетворен.

Сроки давности и переплаты

Отдельно следует поговорить о переплате по штрафам, пеням и самим налогам – они (переплаты) могут быть:

  • возвращены плательщику;
  • зачтены в счет дальнейших платежей.

Если переплата была установлена фискальным органом, то тот обязан уведомить об этом плательщика на протяжении десяти дней. Плательщик, соответственно, может или прийти за возвратом переплаты, или написать заявление на ее зачет.

На заметку! Выплата переплаченной суммы в случае вины плательщика проводится на протяжении трех лет после ее установления, о чем говорится в 78 статье Налогового кодекса.

Если же в переплате виновен налоговый орган, то плательщик может как потребовать определенную сумму, так и обратиться за помощью в судебную инстанцию.

Статья 78 НК РФ. п. 1-4. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа Статья 78 НК РФ. п.5,6. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа Статья 78 НК РФ. п.7-9 Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа Статья 78 НК РФ. п.10-13. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа Статья 78 НК РФ. п.14-15. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Что касается срока давности по такого рода переплатам, то он также равен трем годам. Переплаты и невыплаченные налоги, срок исковой давности которых истек, фискальные органы попросту списывают (59 статья Налогового кодекса).

Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание. Полный текст для скачивания

Статья 59 НК РФ

– Мнение эксперта о сроке исковой давности по налогам

Источник: https://law-world.ru/yuridicheskaya-praktika/nalogi/srok-iskovoj-davnosti-po-nalogam.html

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Сроки давности в налоговом праве
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Возможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ограничена временными рамками.

Временные рамки устанавливаются в целях обеспечить более качественную работу налоговиков. Нормы о продолжительности этого периода, а также правила, регулирующие его исчисление и приостановление, установлены в ст. 113 НК.

Под сроком давности привлечения к налоговой ответственности следует понимать временные ограничения для наложения соответствующего взыскания на нарушителя. Он должен обладать следующими признаками:

  • указание на момент начала исчисления. Без этого параметра невозможно осуществить правильный подсчет. Как правило, он определяется наступлением определенных событий;
  • срок давности привлечения к ответственности должен иметь установленную продолжительность. Без этого элемента также не удастся применять соответствующие правила;
  • закон может содержать нормы о приостановлении течения срока. Эта особенность не является обязательной. Ее наличие, как правило, связано с недобросовестными действиями нарушителя;
  • последствием истечения этого периода является невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • в отличие от норм гражданского права, регулирующих исковую давность, применение схожих последствий, исключающих наступление ответственности за совершение налогового правонарушения, является обязанностью органа, рассматривающего дело;
  • другим отличием выступает пресекательный характер этого периода. Закон не предусматривает возможности его восстановления.

Закон устанавливает границы применения давностного срока. Он распространяется исключительно на правонарушения, предусмотренные главами 16 и 18 НК.

Если речь идет об уплате недоимки по налогам или сборам, а также начисленных процентов, то правила ст. 113 не применяются. Речь идет об обязательствах, обладающих различной правовой природой.

Исчисление срока давности

Правила, регламентирующие порядок исчисления, изложены в ч.1 ст. 113 НК.

Чтобы осуществить верный расчет сроков, нужно верно определить момент начала их течения. Законом устанавливается общее правило, согласно которому моментом начала выступает дата, когда имело место совершение налогового правонарушения.

Такой выбор объясняется особенностями правоотношений в ходе налоговых проверок. Примером выступает непредставление запрошенных в ходе контрольных мероприятий документов. Срок начинает исчисляться с первого дня после истечения периода на передачу бумаг.

Из базового правила существуют следующие исключения:

  • ст. 120 НК, предусматривающая меры ответственности в результате грубого нарушения действующих норм по вопросам учета расходов и доходов, а также объектов налогообложения;
  • ст. 122 НК, устанавливающая наказание за невнесение обязательного платежа в бюджет в полном объеме или частично.

В указанных случаях применяются иные правила начала течения срока давности привлечения. Он исчисляется с первого дня, следующего за окончившимся налоговым периодом, к которому относится невнесенный платеж или нарушение в сфере учета.

На первый взгляд, такой порядок ничем не отличается от общих норм. Однако есть существенная разница. Ошибка, недоплата или неуплата может иметь место в рамках отчетного периода. В качестве таковых признаются временные отрезки, по истечению которых налогоплательщик подает промежуточные данные о том или ином обязательном платеже. Как правило, он не совпадает с налоговым периодом.

Примером выступает налог на прибыль, расчеты по которому представляются ежеквартально.

Однако налоговый период по нему соответствует календарному году. Если ошибка и недоплата произошли в первом квартале, то срок давности по этим нарушениям начнет исчисляться с первого дня следующего года.

Отсутствие в законе указаний на момент обнаружения нарушения как на основание начинать исчисление срока давности говорит о том, что действующие налоговые нормы не предусматривают их длящийся характер.

Продолжительность давностного периода

Законом установлена стандартная продолжительность этого временного отрезка. Она составляет 3 года с момента совершения или завершения налогового периода. Этот период, как правило, соответствует частоте проводимых налоговых проверок и позволяет обнаружить правонарушения в ходе контрольных мероприятий различных видов.

Существуют предложения об установлении дифференцированной продолжительности этого временного отрезка. Их авторы приводят такие аргументы, как меньшая тяжесть тех или иных нарушений, процессуальные особенности выявления и другие доводы.

Не исключено, что в будущем законодатель применит такой подход и ст. 113 НК дополнится новыми правилами, касающимися привлечения к ответственности.

Приостановление течения срока давности привлечения к ответственности

Ч. 1.1. ст. 113 НК устанавливают условия для приостановления течения давностного периода. Они носят исключительный характер и связаны с действиями налогоплательщика, чинящего препятствия. Возможность приостановить срок наступает при следующих условиях:

  • в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка. Она предполагает принятие соответствующего решения руководителем инспекции или его заместителем. В тексте должны быть указаны ответственные за это контрольное мероприятие служащие;
  • действия проверяемого субъекта должны быть активными. Это относится не ко всякому препятствованию Такой характеристике явно не соответствует игнорирование требований о представлении документов;
  • действия налогоплательщика должны создавать непреодолимые препятствия, обусловливающие невозможность определения возможных недоимок. Совершение необходимых действий невозможно.

Указанные обстоятельства должны обладать всеми этими признаками одновременно.

Примером выступает противодействие доступу инспекторов на территорию налогоплательщика. Если проверяющие имеют надлежаще оформленные документы, а проверяемое лицо не впускает их, то составляется акт, фиксирующий это.

Моментом начала приостановления выступает создание препятствий. После этого срок перестает исчисляться, давая возможность привлечь налогоплательщика к ответственности, если имеет место нарушение. Этот режим длится до тех пор, пока не будут устранены препятствия для должностных лиц, осуществляющих контрольное мероприятие.

Момент их снятия подтверждается решением инспекции о возобновлении выездной проверки. С этой даты срок продолжает исчисляться.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/srok-davnosti-privlecheniya-k-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovogo-pravonarusheniya.html

Какими должны быть правовые последствия истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Сроки давности в налоговом праве

Какими должны быть правовые последствия истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

«Адвокат» №3, 2016. С 5 -12.

Пробелом в позитивном праве является полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм), необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, отвечающего правовым требованиям, а также иными проявлениями права, вытекающими из природы вещей и отношений. Лазарев В.В.

Несмотря на то, что Налоговому кодексу РФ скоро вот уже 18 лет, он по прежнему, по целому ряду вопросов содержит большое количество пробелов.

Конечно же, принятие Налогового кодекса было в свое время большим шагом вперед.

Общеизвестно, что принятие кодексов с четко сформулированными принципами и общими положениями положительно влияет на правопорядок и может оказать даже большее влияние, чем установление жестких санкций .

Как правильно писал мэтр российского права С.С. Алексеев, ссылаясь на социологические исследования, «восприятие общих принципов и положений в праве усваивается людьми быстрее и основательней, чем конкретные сведения о законодательстве» . Не удивительно, что авторы современных моральных кодексов поддерживают идею кодификации .

В то же время, нахождение в «непрерывной кодификации» может противоречить самой идее кодификации.

Наглядным примером тому могут служить постоянные изменения Налогового кодекса РФ, можно утверждать, что постоянные изменения практически свели на нет идею кодификации, и ни о какой стабильности и правовой определенности говорить в данной сфере не приходится, многие практикующие юристы уже давно перестали покупать Налоговый кодекс РФ.

Единственным спасением в этом море изменений являются электронные информационные справочно-правовые системы .

Лишь при их помощи можно сохранить уверенность, что при разрешении правовых ситуаций даешь оценку на основании действующего законодательства и с учетом всех изменений.

Эти электронные правовые системы не являются общедоступными и большинство населения так и живет даже не зная содержания Налогового кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ и других кодексов.

В тоже время, законодатель продолжает принимать законы и вносить изменения в них, не замечая того, что он уже выпал из коммуникации с населением. Закон, конечно же, это правила, которые должны знать граждане, с тем, чтобы понимать правовые последствия своих действий.

https://www.youtube.com/watch?v=Z0A43EUFM2o

К сожалению, все нарастающий вал новых законов и изменений в законы привел к ситуации, что с положением ряда законов граждане становятся знакомы, лишь только когда стает вопрос о привлечении их к ответственности. Это, как правило, бывает столкновением с новой реальностью, которая до этого ему была незнакома. Причем чаще всего такое столкновение бывает болезненным.

Мы здесь не будем оправдывать их, равно как не будем обвинять наших граждан в правовом нигилизме, – они уже и так достаточно страдают от того, что выпали из коммуникации с государством и вынуждены познавать законы ( представления государства о должном и справедливости) на своих ошибках. При этом даже юристы, специализирующиеся в конкретной области права, порой не могут объяснить логику законодателя и причину именно такого регулирования при очевидной его несправедливости.

Не удивительно, что чаще всего оспариваются в Конституционном Суде РФ нормы УПК РФ и Налогового кодекса РФ, где столкновения с правовой реальностью бывает наиболее болезненным, но это не решает всех проблем, тем более, что для решения ряда проблем нужен системный подход, который доступен именно законодателю, принимающему законы, а не негативному законодателю, признающими законы неконституционными.

К сожалению, некоторые вопросы остаются вне внимания законодателя. Удивительней всего то, что в ряде отраслевых законов «смежные правовые институты» находятся в довольно таки развитом состоянии. Хотя, конечно же, чаще всего за данными нормами стоит уже изрядно забытая чья-то «борьба за право».

Несколько лет назад жизнь нас включила в борьбу за срок давности в антимонопольном законодательстве , которая закончилась оглашением Постановления Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П “По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.

1 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и статей 23, 37 и 51 Федерального закона “О защите конкуренции” в связи с жалобами ОАО “Газэнергосеть” и ОАО “Нижнекамскнефтехим”.

Конституционный Суд РФ в данном деле постановил: «Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пунктов 2 и 4 статьи 12, статей 22.1 и 23.

1 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и статей 23, 37 и 51 Федерального закона “О защите конкуренции”, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения не предполагают выдачу предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом вследствие нарушения антимонопольного законодательства, без установления его вины и без указания суммы, которую обязан перечислить в бюджет каждый из хозяйствующих субъектов, участвовавших в таком правонарушении в составе группы лиц, при том что эти законоположения могут применяться, пока иное не установлено законом, только в течение общего срока исковой давности».

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/11/9/kakimi_dolzhny_byt_pravovye_posledstviya_istecheniya_srokov_davnosti_privlecheniya_k_otvetstvennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.