Сроки обжалования акта

Содержание

Обжалование ненормативных правовых актов – срок подачи заявления

Сроки обжалования акта

Секарева Г.Е., специалист Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.

В начале работы следует сформулировать понятие ненормативного правового акта. Законодательство Российской Федерации не дает определения данного термина. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 (в настоящее время утратило силу) давалось разъяснение о том, что правовые акты могут иметь нормативный и индивидуальный характер.

Под правовым актом индивидуального характера понимался акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. С учетом этого предлагается рассматривать ненормативный правовой акт как односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.

Обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц, поскольку могут быть проигнорированы без каких-либо последствий.

Ненормативные акты принимаются властными структурами в инициативном порядке, поэтому они носят односторонний характер. Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм (правила поведения), не направлены на неоднократное применение.

Как отмечено выше, властные полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц реализуются в том числе посредством издания ненормативных правовых актов.

Однако зачастую указанные акты нарушают права лиц, в отношении которых они приняты.

Обжалование ненормативных правовых актов с целью признания их недействительными является одним из эффективнейших способов защиты гражданских прав и интересов граждан и организаций.

Это право декларирует ст. 46 Конституции РФ, указывая на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Гражданский кодекс РФ закрепляет такое право в ст. 13, согласно которой ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Вместе с тем незнание процессуальных особенностей, специфики рассмотрения судами подобных дел зачастую не позволяет заинтересованным лицам реализовать данный способ защиты, восстановить нарушенные права.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов разрешаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами по правилам, установленным соответственно в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Остановлюсь подробнее на арбитражном процессе. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц регламентирован гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Существенной особенностью по рассматриваемой категории дел являются сроки – это сроки для обращения с заявлением в арбитражный суд, сроки рассмотрения дел и сроки исполнения принятых решений (соответственно ч. 4 ст. 198, ч. 1 ст. 200, ч. 7 ст. 201 АПК РФ); все вышеперечисленные сроки можно охарактеризовать как сокращенные по сравнению с общеустановленными.

На первом из них – сроке подачи заявления в арбитражный суд – мне бы хотелось остановиться подробнее. Этот срок в соответствии с ч. 4 ст.

198 АПК РФ составляет три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. “Иное” установлено Федеральным законом “Об исполнительном производстве”, согласно п.

1 ст. 90 которого срок для подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней.

Применяя ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 18 ноября 2004 г. N 367-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью “Владимир и Ольга” на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 52 и ч. 4 ст. 198 АПК РФ” по поводу обсуждаемой нормы.

Согласно данной позиции установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) – незаконными не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Названное Определение Конституционного Суда РФ практически разрешило спор касательно возможности применения ст. 115 АПК РФ о возвращении заявления в случае пропуска срока, указанного в ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Так как вопрос о восстановлении срока решается после возбуждения дела, то факт его пропуска не может являться основанием для возвращения заявления.

Следует отметить, что ст. 129 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возвращения исковых заявлений, среди которых пропуск срока на обращение в суд не значится.

Статья 150 Кодекса также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Исходя из этого, суду следует выяснять причины пропуска срока в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. N 9316/05).

На практике не исключена возможность рассмотрения заявлений, поданных за пределами установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока при отсутствии соответствующего ходатайства. В связи с этим интерес представляет позиция Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенная в Постановлении от 20 мая 2004 г. по делу N А56-29303/03.

Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанции, ФАС СЗО указал, что нельзя признать определенной обязательность ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 198 АПК РФ, а также неопределенности правовой природы этого срока.

Такая неопределенность, как считает Суд кассационной инстанции, не может рассматриваться арбитражным судом как препятствие для восстановления срока, если он был пропущен по уважительной причине. Кроме того, Суд сослался на то, что при решении о восстановлении этого срока суду согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1998 г.

“О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод”, необходимо учитывать, что для Российской Федерации обязательными являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого Суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите.

Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде – органе государственной системы правосудия.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/22392-obzhalovanie-nenormativnykh-pravovykh-aktov-srok-podachi-zayavleniya

Порядок обжалования результатов проверки контрольного органа — Audit-it.ru

Сроки обжалования акта

А. Гусев

Журнал “Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение” № 11/2017

На практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами контролеров по материалам проверок. В статье освещен порядок обжалования таких выводов.

Учреждения здравоохранения, как и другие организации госсектора, довольно часто подвергаются проверкам со стороны различных контрольно-надзорных органов.

При этом на практике нередки случаи, когда проверяемое учреждение не согласно с выводами проверяющих. В статье мы поговорим о порядке обжалования таких выводов проверяющих.

Напомним, что по общему правилу оспорить выводы можно либо в вышестоящем органе (у вышестоящего должностного лица), либо в суде.

Внесудебный порядок

Результаты любого контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены.

На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ: приказ, представление или предписание содержащий, в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Следовательно, начать процедуру оспаривания выводов контрольных органов нужно инициировать с момента, когда учреждение впервые о них узнает, то есть с момента ознакомления с актом проверки. При этом следует внимательно ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность контрольного органа, которые должны содержать процедуру обжалования.

Так, в силу ст. 16 Закона о защите прав юридических лиц[1] по результатам проверки должностными лицами контрольного органа составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого учреждения, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу проверяемого учреждения под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контрольного органа.

Необходимо отметить, что похожие нормы установлены и в нормативных актах других контрольных органов. Заметим, что ни нормы Закона о защите прав юридических лиц, ни документы, регламентирующие проверки других органов, не предполагают предварительного ознакомления проверяемого учреждения с результатами проверки до подписания акта.

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную) перед своей подписью.

Согласно ст.

16 Закона о защите прав юридических лиц проверяемое учреждение в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также свои аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Свои замечания можно оформить, например, в виде следующей таблицы.

№ п/п№ страницы акта проверки (при необходимости можно указать номер абзаца)Описание выявленного нарушенияПозиция проверяемого учреждения
1234

По нашему мнению, возражения необходимо составить в двух экземплярах, один из которых оставить в учреждении, а второй направить нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отметим, что аналогичные нормы содержатся, например, в п. 45, 65 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1092, в силу которых проверяемое учреждение вправе представить письменные возражения на акт проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

Письменные возражения прилагаются к материалам проверки (ревизии).

Материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения и будет принято решение о принятии либо непринятии возражений.

Если возражения не будут приняты, учреждение может либо оспорить их в вышестоящем органе (допустим, если проверку проводил территориальный орган Роструда, следует обращаться непосредственно в Роструд), либо в суде.

Обратите внимание:

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/930433.html

Обжалование акта проверки в 2021 году – D.I.CONSULTING

Сроки обжалования акта

Законодательством Российской Федерации предусмотрена такая форма защиты прав объекта контроля, как обжалование акта проверки.

Давайте рассмотрим нормативные правовые акты, предусматривающие порядок и сроки обжалования актов. К сожалению в основном предусмотрен только досудебный порядок обжалования.

Регламент Счетной палаты РФ (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 июня 2013 г. № 3ПК)

В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта аудита (контроля) с фактами, изложенными в акте, данные лица имеют право подписать акт с указанием на наличие возражений. Возражения излагаются в письменном виде сразу или направляются в Счетную палату в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.

Внесение в подписанный инспекторами Счетной палаты акт каких-либо изменений на основании замечаний руководителя и (или) иного ответственного должностного лица объекта аудита (контроля) и вновь представляемых ими материалов не допускается.

СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК)

 В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается ознакомиться с актом под роспись с указанием на наличие замечаний. Замечания излагаются в письменной форме сразу или направляются в Счетную палату в течение пяти рабочих дней после представления акта для ознакомления.

В случае несогласия руководителя и (или) иного ответственного должностного лица подписать акт с указанием на наличие замечаний либо в случае истечения срока, установленного для ознакомления с актом, руководитель контрольного мероприятия (руководитель группы инспекторов) делает в акте специальную запись об отказе руководителя и (или) иного ответственного должностного лица ознакомиться с актом либо подписать акт. При этом обязательно указываются дата, время, обстоятельства и по возможности свидетели обращения к руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу  с предложением ознакомиться с актом и подписать его, а также дата, время и обстоятельства получения отказа либо период времени, в течение которого не был получен ответ должностного лица.

Таким образом, предусмотрен срок обжалования. Замечания на акт Счетной палаты направляются в произвольной форме.

Судебное обжалование акта проверки затруднено. Законодательством Российской Федерации такой порядок не предусмотрен. Соответственно суды могут отказать в обжаловании акта, так как не определена природа и правовая сила акта. Дополнительно нет права судебного обжалования.

Однако по аналогии с другими нормами федеральных законов возможно сослаться в судебном разбирательстве на право обжалования незаконных действий и бездействий должностных лиц.

Закон о Счетной палате предусматривает возможность обжалования только предписания. Чтобы получить предписание нудно не выполнить требования представлений, либо нарушение должно быть очень серьезным.

Обжалование акта проверки контрольно-счетной палаты

Порядок и сроки обжалования в большинстве контрольно-счетных палат совпадают с правилами Счетной палаты России. Для дополнительной информации следует ознакомиться со стандартами финансового контроля (СФК) и регламентом контрольно-счетной палаты.

Обычно это пять рабочих дней, замечания представляются в произвольной форме.

Судебный порядок обжалования акта контрольно-счетной палаты региональными законами не предусмотрен.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» 

Объекты контроля имеют право обжаловать решения и действия (бездействие) Федерального казначейства и его должностных лиц в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объект контроля вправе представить в Федеральное казначейство (его территориальный орган) возражения в письменной форме на акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Таким образом, объект контроля имеет право направлять возражения по предусмотренным срокам и формам.

Судебное оспаривание акта проверки Федерального казначейства не предусмотрено. Имеется судебная практика об отказе в удовлетворении таких заявлений.

Объекты контроля имеют также право направить жалобу на действие или бездействие должностных лиц. Соответственно, возможно, использовать и такой механизм защиты. Тогда уже возможна стадия судебной защиты, но только после прохождения административной процедуры обжалования.

Обжаловать акт проверки Счетной палаты России

D.I.Consulting оказывает услуги по юридического защите при проведении проверок. Мы поможем вам профессионально подготовить замечания, чтобы отстоять свои права. Наша практика показывает, что юридические и грамотные замечания снимают нарушение в отчёте по результатам проверки и контрольного мероприятия.

Наша команда имеет большой опыт подготовки качественных замечаний. Необходимо защищать  свои права,позицию и репутацию.

Источник: https://audit.help/obzhalovanie-akta-proverki/

Как обжаловать результаты проверок

Сроки обжалования акта

Под результатом проверки согласно ст. 16 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) понимается акт проверки и все приложенные к нему документы, в том числе предписания об устранении нарушений законодательства, протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды и иные документы, предусмотренные указанным законом. В более узком понимании результатами проверки являются акт проверки и выданное на его основании предписание об устранении нарушений законодательства.

Процедура обжалования результатов проверки 

Статьёй 20 Закона № 294-ФЗ декларировано право хозяйствующего субъекта на обжалование результатов проверки, которая проведена с грубыми нарушениями, указанными в ч. 2 названной статьи, в вышестоящий орган государственного надзора (административный порядок) и в суд (судебный порядок).

1. Административный порядок

Что может быть предметом оспаривания

В административном порядке, исходя из содержания ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, могут быть оспорены результаты проверок, проведённых только территориальным органом надзорного ведомства.

Вопрос возможности обжалования акта проверки в административном порядке сомнений не вызывает, в то же время нередко вышестоящие надзорные органы, в частности центральный аппарат Росприроднадзора, отказывают в рассмотрении жалоб на предписания, ссылаясь на отсутствие законодательно установленного полномочия на отмену ненормативных правовых актов, издаваемых в рамках осуществления государственного надзора территориальными органами. Подобные отказы государственных органов не имеют правовых оснований, поскольку полномочия государственных органов по пересмотру результатов проверки следуют из упомянутой ст. 20 Закона № 294-ФЗ. В случае же обжалования результатов проверок, проведённых территориальными органами Росприроднадзора, необходимо применять п. 8.11 Регламента Росприроднадзора (утверждённого зарегистрированным в Минюсте России приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191), согласно которому центральный аппарат вправе приостановить действие и отменить решение территориального органа Росприроднадзора в порядке осуществления ведомственного контроля. Таким образом, центральный аппарат Росприроднадзора вправе не только отменить предписание, но и приостановить его исполнение на период рассмотрения заявления об отмене результатов проверки. Однако вероятность приостановления центральным аппаратом действия предписания территориального органа, исходя из практики работы Росприроднадзора, представляется ещё более мизерной, чем возможность его отмены в административном порядке.

Установлены ли сроки на подачу жалобы и её рассмотрение

Законодательство не содержит требований относительно срока подачи жалобы на результаты проверок в административном порядке, в связи с чем основания для отказа в рассмотрении жалобы на результаты проверки, проведённой, допустим, четыре года назад, у вышестоящего надзорного органа отсутствуют.

В силу отсутствия и особой законодательно установленной процедуры рассмотрения таких обращений жалоба должна быть рассмотрена государственным органом в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», т.е. в течение 30 календарных дней с возможностью продления срока до 60 календарных дней.

Что делать, если вышестоящий орган отказал в удовлетворении заявления

Если вышестоящий орган принял решение отказать в удовлетворении заявления об отмене результатов проверки, данное решение может быть оспорено в судебном порядке. При этом, если предметом административного оспаривания результатов проверки было обжалование предписания, то решение вышестоящего органа должно быть оспорено в судебном порядке вместе с предписанием.

2. Судебный порядок

Что может быть предметом оспаривания

В судебном порядке можно обжаловать результаты проверок, проведённых как территориальным органом, так и центральным аппаратом органа государственного надзора, а также решения вышестоящих государственных органов по результатам пересмотра результатов проверки в административном порядке.

Поскольку требования хозяйствующих субъектов об отмене результатов проверок вытекают из их предпринимательской и иной экономической деятельности, споры по отмене результатов проверок рассматриваются в арбитражных судах.

 Возможность же отдельного судебного обжалования акта проверки является крайне спорным вопросом, поскольку акт проверки самостоятельно не порождает каких-либо обязанностей для проверяемого лица.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/07/04/kak_obzhalovat_rezultaty_proverok

Как обжаловать решение суда по гражданским, административным и уголовным делам: примеры

Сроки обжалования акта

Суд – это цивилизованный способ разрешить конфликт или привлечь к ответственности нарушителя. И таковым этот орган становится только тогда, когда все участники принимают правила игры и готовы им следовать.

Увы, реальность заставляет в этом усомниться. Не только участники процесса готовы нарушать – служители Фемиды тоже небезупречны. Истории вроде свадьбы дочери Елены Хахалевой (торжество обошлось в 2 млн.

долларов) вызывают скепсис в отношении чистоты людей в мантиях.

По данным опроса «Левада-центра», в августе 2020 г. суду полностью доверяли 31% опрошенных, сомневались в его беспристрастности 33%, а ещё 21% – были уверены в бесчестности системы.

Впрочем, несмотря на кризис авторитета, искать защиты всё равно больше негде. Деятельность судебной системы подчиняется определённым правилам, разобраться в которых непросто.

Институты рассматривают все категории дел: уголовные, гражданские, административные и иные.

Предусмотрен различный порядок обжалования вынесенных решений, сроки на подачу апелляции (кассации), размер госпошлины и необходимость её уплаты.

Куда идти, если вынесенный вердикт кажется несправедливым? Стоит ли прибегать к услугам адвоката или можно справиться с проблемой своими силами? Поговорим об этом в статье и изложим законодательство простым языком.

За 2019 г. суды РФ рассмотрели около 20 млн. гражданских дел. Учитывая, что в каждом процессе принимает участие минимум 2-3 человека (истец, ответчик, третьи лица), в судах побывала примерно треть населения страны.

Какие судебные решения можно обжаловать?

Почти все вердикты могут быть оспорены лицами, чьи права нарушены тем или иным актом. Это не всегда обвиняемый, истец/ответчик, третье лицо. Заявляйте о своём несогласии, а люди в мантиях пусть разбираются в правомерности требований.

Тем, кто не является юристом, но располагает оспариваемым документом, подойдёт следующий алгоритм:

  1. Какое судебное решение вынесено (необходимо прочитать его наименование – шапку документа);
  2. Каким судом (написано во вводной части акта);
  3. Какой определён порядок и сроки обжалования (должно быть указано в конце документа).

Обратите внимание! Несмотря на прямое требование законодательства, в судебном акте может быть не указан порядок и сроки его обжалования. Стоит перепроверить и убедиться, что написанное соответствует законодательству.

Общие правила для всех видов дел:

  1. Жалоба всегда подаётся через суд, вынесший решение;
  2. При пропуске срока по уважительным причинам допускается подача ходатайства о восстановлении утраченного права;
  3. Если орган для оспаривания вердикта выбран неверно, жалоба подлежит направлению по подведомственности, срок при этом не утрачивается;
  4. Размеры госпошлин определены ст.333.19 НК РФ;
  5. Лучше сразу подать предварительную жалобу (чтобы продлить себе сроки), а затем – основную.

Схематический порядок обжалования актов таков:

Категория делаНаименование судебного актаСрок обжалования (дней)Суд для подачиГоспошлина
ГражданскоеРешение, определение7, 15, 30Тот же или вышестоящий+
УголовноеПриговор, постановление10Вышестоящий
Дела об административных правонарушенияхПостановление10Вышестоящий

Кроме того, существуют арбитражные (экономические) суды, которые также выносят решения и определения. Но правом подачи заявлений в них обладают только юридические лица и ИП, поэтому останавливаться на этом подробно не будем. Убеждён, что субъекты хозяйствования могут позволить себе юристов.

Кто вправе подать жалобу?

По всем категориям дел оспорить вынесенный акт могут как непосредственные участники процесса (потерпевший и обвиняемый, истец и ответчик), так и лица, чьи права затронуты.

Сделать это можно лично (путём направления жалобы в уполномоченный орган) или через прокурора. Последний обязан опротестовать любой акт, который не соответствует законодательству (теоретически).

Но на практике если не поможешь себе сам – никто не поможет. Делайте выводы.

Пример. Решением суда обращено взыскание на имущество (квартиру) ответчика – должника. Обжаловать вердикт могут лица, проживающие в данном помещении, независимо от права собственности на объект.

Особенности обжалования решений по гражданским делам

Если за год вынесено 19,6 млн. вердиктов данной категории, вопросы их оспаривания волнуют людей больше всего. Причём обжаловать можно не только окончательное, но и промежуточное решение. К последним относятся:

  • отказ в принятии искового заявления;
  • оставление иска без движения;
  • оставление заявления без рассмотрения.

Чтобы процесс стал более наглядным, я собрал возможные варианты ниже:

Вид актаСроки (дней)ГоспошлинаОрган
Заочное решениеответчик – 7 со дня вручения копииНетСуд, вынесший решение
Решение по существу30, если иные сроки не предусмотрены по отдельнымкатегориям делДаВышестоящий суд
«Промежуточное» решение15 со дня вынесения или со дня, когда стало известноНет
Определение о принятии ограничительных мер15 со дня вынесения или со дня, когда стало известноДа

Важно! Согласно п.6 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 N 13, жалоба считается поданной, если передана отделению почтовой связи до 24:00 часов последнего дня направления.

В апелляционном порядке акты обжалуются в течение 30 дней со дня вынесения, в надзорном порядке – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу. В общем, спорить можно если не до бесконечности, то очень долго.

Что должна содержать жалоба?

Документ должен включать в себя следующие пункты:

  1. Полные данные подателя (ФИО, место жительства, контакты) и его процессуальный статус;
  2. Номер дела;
  3. Орган, куда подаётся жалоба;
  4. Основания для отмены (изменения) вынесенного вердикта;
  5. Справка об уплате госпошлины.

Обратите внимание! Согласно ч.1-1 ст.3 ГПК, обращение может быть направлено любым способом: по обычной почте, путём электронного заявления (с ЭЦП) или через официальный сайт учреждения.

Особенности обжалования приговоров (постановлений)

С уголовными делами всё гораздо проще, нежели с гражданскими. Конечно, спорить можно долго, но не очень. Срок на подачу жалобы значительно сокращён: всего 10 дней со дня оглашения приговора (постановления) либо вручения его копии лицу, содержащемуся под стражей. Зато формальных поводов отклонить обращение меньше. Платить госпошлину тоже не требуется.

Что должен содержать документ?

Как и по гражданским делам, обращение должно иметь следующие атрибуты:

  1. Орган, куда подаётся жалоба;
  2. Исчерпывающие сведения о лица, его подавшем (ФИО, процессуальный статус, адрес и контакты);
  3. Сведения о приговоре или постановлении (кто и когда вынес);
  4. Доводы для отмены или изменения вердикта.

Если для приятия решения нужны дополнительные документы, их тоже нужно приобщить к тексту. Можно ссылаться и на доказательства, которые не были исследованы в первой инстанции.

Особенности обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях

Наибольшие трудности для специалистов и обычных людей представляет именно административный процесс. Чего уж говорить, если все нормы содержатся лишь в одном документе – КоАП РФ. Традиционно суд рассматривает наиболее сложные дела, где предусмотрены крупные штрафы или взыскания в виде арестов.

Жалоба на вынесенное постановление подаётся через суд первой инстанции в вышестоящий орган, либо непосредственно ему. Возврат ввиду нарушения правил подведомственности не допускается. В обращении нужно указать, кто вынес постановление, процессуальную роль и данные подателя, а также доводы, почему вердикт является незаконным или несправедливым.

Резюме

Если после прочтения этого текста от обилия цифр и фактов у вас не закружилась голова… Поздравляю, вы либо юрист, либо полностью готовы защищать интересы самостоятельно – без адвокатов. Ведь особенность российского законодательства – в его повышенной сложности, даже в части процессуальных аспектов.

Поэтому если вынесенный вердикт не устраивает, а разбираться в тонкостях нет желания, не теряйте времени, обратитесь за помощью к адвокатам. Правда, стоит всё же подать предварительную жалобу, чтобы продлить процессуальный срок.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kak-i-kuda-obzhalovat-reshenie-suda-obyasnyaem-podrobno-i-s-primerami

Федеральное казначейство

Сроки обжалования акта

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст.

1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений ч. 1 ст.

208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 – 21 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

[attention type=green]
Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
[/attention]

Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 2 ч. 2 ст.

1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст.

218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 – 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

[attention type=green]
Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
[/attention]

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов – исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Источник: https://roskazna.gov.ru/inaya-deyatelnost/pravovaya-rabota/sudebnyy-poryadok-osparivaniya-normativnykh-pravovykh-aktov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.