Сроки поставки товара по 44 фз статья

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году

Сроки поставки товара по 44 фз статья

08 июня 2020

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. Что нового на сегодня?

За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.Ответственность поставщиков по 44-ФЗПри нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:- ненадлежащее исполнение контракта (услуга не соответствуют заявленным параметрам) – штраф.

– просрочка исполнения контракта (выход за сроки, установленные госконтрактом) – пени.

Расчет штрафов по 44-ФЗПравила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб.до 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 до 500 млнОт 500 млн до 1 млрдОт 1 до 2 млрдОт 2 до 5 млрдОт 5 до 10 млрдОт 10 млрд
Штраф, %10510,50,40,30,250,20,1

Примечание: Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Штрафы для СМП и СОНКО
Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб. Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выраженияОштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб.До 3 млнОт 3 до 50 млнОт 50 до 100 млнОт 100 млн
Штраф, руб1 0005 00010 000100 000

Примечание: Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации. Расчет пени по 44-ФЗ
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть: Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон. Ответственность заказчиков по 44-ФЗВ постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб.До 3 млн руб.От 3 до 50 млн руб.От 50 до 100 млн руб.От 100 млн руб.
Штраф, руб1 0005 00010 000100 000

Административная ответственность по КоАП В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Статья КоАПВид нарушенияСумма штрафа
ч.1 ст.7.29Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ30 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29.3Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)10 000 руб. — на должностное лицо
ч.3 ст.7.29Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено30 000 руб. — должностное лицо
ч.1.4 ст.7.30Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований15 000 руб. — на должностное лицо;50 000 руб. — на юрлицо
ч.3 ст.7.30В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
ч.4 ст.7.30Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:· порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;· требования к участникам закупки;· требования к размеру обеспечения заявок на участие;· требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;· требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.
ч.4.1 ст.7.30В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участниковдолжностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
ч.4.2 ст.7.30Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ3 000 руб. — на должностное лицо
ч.2.1 ст.7.30Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями10 000 руб. — на должностное лицо
ч.7 ст.7.30Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ50 000 руб. — на должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13 ст.7.30Не более чем на 2 рабочих дня3 000 руб. — на должностное лицо
ч.14 ст.7.30более чем на два рабочих дня30 000 руб. — на должностное лицо
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1 ст. 7.31.1Не более, чем на 3 рабочих дня5 000 руб. — на должностное лицо;30 000 руб. — на юрлицо
ч.2 ст. 7.31.1 1более, чем на 3 рабочих дня15 000 руб. — на должностное лицо;90 000 руб. — на юрлицо
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов
ч.1 ст.7.32При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо;1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо
ч.2 ст.7.32Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3 ст.7.32Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.50 000 руб. — на должностное лицо
ч.4 ст.7.32Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.20 000 руб. — на должностное лицо;200 000 руб. — на юрлицо
ч.5 ст.7.32Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услугНа должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.6 ст. 7.32Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта50 000 руб. — на должностное лицо;200 000 руб. — на юрлицо
ч.7 ст.7.32Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП;От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо;
ч.9 ст.7.32Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.20 000 руб. — на должностное лицо
ч.10 ст. 7.32Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.20 000-50 000 руб. — на должностное лицо
ч.1 ст.7.32.5Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.32.5Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАПдисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП)
ч.1 ст.7.31В РНП включена заведомо недостоверная информация50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.31Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.20 000 руб. — на должностное лицо
Закупки у СМП и СОНКО
ч.11 ст.7.30Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ50 000 руб. — на должностное лицо
Невыполнение в срок законного предписания
ч.7 ст.19.5Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии;500 000 руб. — на юрлицо
Нарушения при предоставлении информации в ФАС
ч.1 ст.19.7.2Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация.15 000 руб. — на должностное лицо;100 000 руб. — на юрлицо

Источник: https://www.npmaap.ru/docsarchiv/shtrash.html

Срок поставки товара по 44 фз

Сроки поставки товара по 44 фз статья

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

По общему правилу контракте в обязательном порядке должны быть точно определены количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ или оказываемых услуг по контракту в целом и общая цена контракта.

Тем не менее, по нашему мнению, контрактом может быть установлено, что количество товаров, объем работ или услуг, поставляемых, выполняемых, оказываемых в отдельных случаях в течение срока исполнения обязательств, установленного контрактом, определяются заявками заказчика.

В том случае, если к моменту окончания срока исполнения обязательств количество поставленных товаров, выполненных или оказанных услуг оказывается меньше установленного контрактом, стороны вправе расторгнуть контракт или считать его исполненным в объеме фактически сложившейся потребности заказчика.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Исходя из положений ч. 18 ст. 34, пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Следует отметить, что Законом N 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Пункт 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки (далее — извещение), а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст.

87 Закона N 44-ФЗ — частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, п. 2 ст.

42 Закона N 44-ФЗ устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг, невозможно определить.

Такая возможность признается для:

— работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,

— услуг общественного питания,

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 8 (800) 302-92-80 (Остальные регионы) Это быстро и бесплатно!

— услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,

— услуг по проведению оценки.

При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг п. 2 ст.

42 Закона N 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации.

Отметим, что из характера данного исключения вытекает, что в прочих случаях по общему правилу контракт определяет количество товаров, объем работ или услуг по контракту в целом и, соответственно, цену контракта — за все количество или объем.

То же относится к определению срока или сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Та же п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость указания в том числе и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст.

34 Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Таким образом, по общему правилу контракт должен определять общее количество товара, объем работ или услуг и цену за все такое количество или объем, за исключением случаев, прямо указанных в Законе N 44-ФЗ, а также сроки их поставки, выполнения или оказания.

Вместе с тем, по нашему мнению, заказчик вправе определить в контракте, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, могут определяться заявками заказчика.

Дело в том, что Закон N 44-ФЗ не устанавливает порядка определения и исчисления сроков. В связи с этим следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан этот Закон (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Согласно же ст.

190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

При этом возможность поставки товара партиями, в том числе формируемыми в соответствии с указаниями (разнарядками, заявками) заказчика предусмотрена ст.ст. 508, 509 ГК РФ, которые могут применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ.

Возможность установления промежуточных сроков выполнения работ, в том числе носящих характер выделения этапов, предусмотрено ст. 708 ГК РФ, которая может применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. Та же норма может применяться и к договорам, контрактам на оказание услуг в силу ст. 783 ГК РФ.

Соответственно, в принципе, контракт может устанавливать общий срок поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определенным периодом времени — сроком исполнения обязательств по контракту одновременно с установлением условия об определении количества, объема и сроков исполнения отдельных обязательств в рамках указанного срока заявками заказчика, формируемыми исходя из его текущих потребностей.

Источник: https://zakonosfera.ru/cat-num-6/srok-postavki-tovara-po-44-fz.php

Памятка для участников по 44 ФЗ (по материалам ФАС России)

Сроки поставки товара по 44 фз статья

Памятка субъектам малого предпринимательства: наиболее часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  1. Вправе ли заказчик при проведении электронного аукциона требовать в составе заявки указать количество товара? // позиция ФАС

Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку товара должен указать согласие и конкретные показатели товара.

При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.

Таким образом, количество товара не входит в перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в электронном аукционе, поскольку не является конкретным показателем товара, в связи с чем при установлении указанных условий исполнения контракта в документации об электронном аукционе участники закупки соглашаются на исполнение данных условий контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара.

  1. Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.

На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

  1. У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС

С 1 июля 2016 года:

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.

Вместе с тем, действия заказчика, установившего в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа,  а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

  1. Как правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?

Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на использование иных показателей описания объекта закупки.

Дополнительно ФАС России сообщает, что при описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания услуг).

В соответствии со статьей 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, и должны содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.

Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации форму заявки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать показатели объекта закупки товара, работы, услуги и значения таких показателей.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать требования заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.

Из изложенного следует, что конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги).

Неустановление заказчиком в документации об аукционе, конкурсной документации надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос о том является ли инструкция по заполнению заявки на участие в закупке надлежащей или ненадлежащей необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, заявки участника закупки и всех обстоятельств дела.

  1. Может ли участник закупки указать в заявке несколько стран происхождения товара?

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе,  наименование страны происхождения товара.

Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 59 ТК ТС  документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Кроме того, пунктом 2.1 Соглашения Правительств государств – участников стран СНГ от 20 ноября 2009 г.

«О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Соглашение) установлено, что страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров.

Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о стране происхождения товара.

Вместе с тем, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации установлена необходимость получения документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством  Российской Федерации. При этом в таких документах может содержаться, в том числе, информация о стране происхождения товара.

В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Источник: https://pskov.fas.gov.ru/analytic/8632

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: случаи и нюансы осуществления таких закупок

Сроки поставки товара по 44 фз статья

Из всех представленных в 44-ФЗ видов закупок особенной является закупка у единственного поставщика.

Отличается от своих «собратьев по цеху» она тем, что отсутствует момент соперничества, а, значит, поставка осуществляется в кратчайшие сроки. Заказчикам нравится этот вид неконкурентных торгов малым количеством этапов.

По статистике закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ занимают 2-е место, уступая лидерство лишь электронным аукционам.

В новой статье рассказываем о случаях, когда заключается контракт с единственным поставщиком. Опережая события, скажем, что таких случаев – 56. Об этом и не только читайте ниже.

Что такое закупка у единственного поставщика?

В качестве единственного поставщика (ЕП) при проведении таких неконкурентных закупок выступают организации или физические лица. При этом порядок проведения процедуры упрощен, заказчикам не нужно соблюдать этапы, свойственные, например, электронным аукционам или открытым конкурсам в электронной форме.

В 44-ФЗ нет положений, обязывающих заказчиков проводить закупки у единственного поставщика, т.е. способ определения исполнителя они должны выбирать на свое усмотрение. Исключением будут те случаи, когда конкурентные торги признаны несостоявшимися.

В каких случаях проводится?

Случаи, при которых контракт может быть заключен с единственным поставщиком, перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ (всего их 56 с учетом последних изменений).

В качестве примера приведем те, которые используются заказчиками чаще всего:

  • торги на приобретение товаров, работ или услуг, которые являются продуктом деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п.1 ч.1 ст.93);
  • закупки, стоимость которых не более 600 тыс. руб. При этом общая стоимость таких закупок в год не должна превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. (п.4 ч.1 ст.93);
  • выполнение работ по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (кроме поставок сжиженного газа), по подключению к инженерно-техническим ресурсам по регулируемым в соответствии с российским законодательством тарифам), по хранению и ввозу/вывозу средств наркотического и психотропного воздействия (п.8 ч.1 ст.93);
  • приобретение товаров, работ или услуг для устранения следов аварии, чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, непреодолимой силы; для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи (п.9 ч.1 ст.93);
  • случаи, при которых открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок не состоялись (п.25 ч.1 ст.93).

Разберем некоторые виды закупок у единственного поставщика.

Условия проведения

Заказчик вправе отдать контракт на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ единственному поставщику, если его цена не превышает 600 тыс. руб. или 10% совокупного годового объема закупок заказчика (если 10% > 2 млн. руб.) и не должен составлять более 50 млн. руб.

Эти ограничения не действуют на закупки для реализации муниципальных целей сельских поселений.

Пример. В ноябре текущего года заказчик заключает контракт на поставку офисной техники в кабинеты сотрудников на сумму 200 тыс. руб. В декабре этого же года он вправе приобрести необходимый товар у единственного поставщика при условии, что сумма каждого контракта — не более 600 тыс. руб.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не берется во внимание при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовая стоимость закупок у единственного поставщика не выйдет за границы 2-х млн. руб. или 10% и составит при этом не более 50 млн. руб.

Малые закупки используются заказчиками чаще всего, так как схема их проведения достаточно проста:

  • Во-первых, не требуется все их прописывать в плане-графике, информация указывается в виде одной общей суммы за год.
  • Во-вторых, не нужно готовить извещение о предстоящей процедуре (до 31.07.2019 г. извещение нужно было составлять).
  • В-третьих, такие закупки не нужно заносить в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

Остановимся на случаях, когда заказчики обязаны провести закупку у единственного поставщика.

Если в соответствии с п.24, 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ конкурентная процедура не состоялась, так как поступила только одна заявка или только одна заявка соответствовала требованиям, то заказчик должен организовать закупку у единственного поставщика.

Важный момент! Если невозможно провести процедуру для ЕП (например, совокупный годовой объем уже закрыт), заказчик может провести аукцион в электронной форме или открытый конкурс (ст. 54.1, 59 44-ФЗ), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст.72, ст.83.1).

Если торги не состоялись, то заказчик принимает решение о закупке у ЕП самостоятельно, не согласовывая его с контрольным органом. Это правило не относится к несостоявшемуся запросу предложений в электронной форме (п.25 ч.1 ст.93).

Неконкурентный способ определения исполнителя имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества

  1. Часто заказчики уже знакомы с поставщиком по прошлым контрактам и поэтому уверены в его силах.
  2. Риск того, что поставщик откажется от контракта, минимален.
  3. Из-за упрощенной схемы проведения процедуры заказчики экономят свое время и легко готовят простой набор документов.

  4. Закупки у единственного поставщика не требуют больших расходов, так как поставщика определять не нужно, он один.
  1. Заказчик не может значительно уменьшить стоимость контракта, как, например, при электронном аукционе.

  2. Вследствие того что не ведется конкурентная борьба, заказчик не может выбирать лучшее предложение из нескольких, как, например, при открытом конкурсе в электронной форме.

  3. Федеральная антимонопольная служба пристально следит за этим видом неконкурентных процедур, потому что среди недобросовестных заказчиков распространена коррупционная составляющая при расходовании государственных денег. Например, заказчики выдвигают своего претендента на контракт и за это получают от него благодарность в виде «отката».

    Выбирая закупку у единственного поставщика, заказчики должны быть готовы к суровым проверкам со стороны надзорных органов и осознавать всю ответственность, которая наступит в случае превышения полномочий.

На практике заказчики часто отдают контракт единственному поставщику, мотивируя свое решение обстоятельствами непреодолимой силы. Тут следует понимать, какие обстоятельства являются форс-мажором, а какие – нет.

Определение форс-мажоров дается в гражданском законодательстве, а именно в ст.401 ГК РФ: они носят характер чрезвычайности и предотвратить их невозможно.

Другие случаи, например, недобросовестно исполненный контракт или плохая погода, при которой выполнение работ невозможно, к ним не относятся.

Для понимания рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

В бюджет заказчика поступили государственные деньги для проведения конкурентных процедур, но год уже заканчивается и времени на организацию закупки не остается. Может ли он подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ?

Согласно этому положению заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если нужно приобрести товары, работы или услуги для устранения следов аварий, чрезвычайных происшествий, обстоятельств непреодолимой силы. Но это возможно при условии, что проведение конкурентных процедур не будет целесообразным.

В свою очередь, нехватка времени не является чрезвычайным или непредотвратимым фактором. Поэтому такое решение заказчика нарушает закон.

В судебной практике и практике ФАС финансирование организаций в конце отчетного периода не признается обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал, что произошла чрезвычайная ситуация или авария на подконтрольном ему участке. Вправе ли они подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место быть, но на момент заключения контракта они отсутствуют, то заказчик не может отдать контракт единственному поставщику. Так как сама по себе ситуация появления чрезвычайных обстоятельств не говорит об объективном наличии таких обстоятельств.

В судебной практике при рассмотрении подобных дел решения выносятся исходя из того, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы (авария) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику правильно будет не рисковать, а провести конкурентную процедуру.

Пример 3. Контракт после аварии

После аварийной ситуации, которая произошла на подконтрольном участке заказчика, прошло довольно много времени. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?

Если в то время, которое упустил заказчик, можно было провести конкурентную процедуру, то при заключении контракта с единственным поставщиком надзорные ведомства расценят его поступок как нарушение закона.

Заказчик вправе отдать контракт единственному поставщику при закупке работ, необходимых для устранения следов аварии, иных чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но это возможно при условии, что использование конкурентных процедур нецелесообразно.

Поэтому если после возникновения аварийной ситуации прошел довольно длительный срок, то заключать контракт с единственным поставщиком нельзя, контрольные органы расценят это как неправомерные действия со стороны заказчика.

Рассматривая такие дела, арбитражные суды выносят решения, ориентируясь на тот факт, мог ли заказчик успеть провести конкурентную закупку сразу после возникновения аварийного происшествия.

Порядок проверки контролирующим органом

При проведении закупок по п.6, 9, 34, 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ заказчик должен известить о своем действии надзорное ведомство в течение 1 рабочего дня, как только был заключен контракт. Информация о такой процедуре передается в ФАС, местным или городским властям, ответственным за контроль таких процедур, чтобы они были в рамках закона.

Одновременно с уведомлением направляется копия подписанного сторонами договора с обоснованием его заключения.

В законодательстве нет четких инструкций по осуществлению контроля, но, как правило, надзорные органы придерживаются следующего порядка:

  1. Уведомление заказчика поступает специалисту контролирующего ведомства, который изучает его и оценивает действия заказчика на соблюдение норм 44-ФЗ.
  2. По итогам рассмотрения готовит служебную записку.
  3. Если действия заказчика полностью соответствуют контрактному законодательству, то все в порядке. Надзорный орган в этом случае не обязан его информировать о ходе процедуры.
  4. При выявлении нарушений контролирующий орган проводит внеплановую проверку, о которой заказчику будет сообщено заранее.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

Согласно контрактному законодательству заказчик обязан рассчитать и обосновать стоимость контракта, если закупки проводятся по п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Обоснование цены обязательно нужно указывать в тексте контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Изменения в 2020-ом году

Поговорим об изменениях, которые коснулись закупок у ЕП. Некоторые из них мы называли выше. Для понимания вопроса соберем все изменения в данном разделе.

Согласно новому Указу Президента  РФ № 558 определение поставщика по п.2 ч.1 ст.93 порядок определения поставщика необходимо дополнить этапом обоснования предложения и соответствующей экспертной оценкой. Обновленный порядок действует с 14 сентября 2020 г.

Предложение об определении ЕП должно включать в себя следующую информацию:

  • предмет процедуры и его описание;
  • обоснование о нецелесообразности применения конкурентных торгов;
  • обоснование предложения о выборе ЕП;
  • наименование заказчика;
  • информация о потенциальном поставщике и обоснование его определения;
  • обоснование срока проведения работ;
  • материалы проверки будущего исполнителя на соответствие требованиям контрактного законодательства;
  • сведения о субподрядчиках;
  • сведения об обеспечительных мерах контракта;
  • информация о поступлениях в бюджет на осуществление закупки.

Эксперты готовят необходимое заключение на  каждое предложение об определении единственного поставщика с выводами нескольких ведомств: Минфина, Минэкономразвития и ФАС. Так подтверждается правомерность цены контракта, его соответствие нормам договора о евразийском экономическом союзе и необходимость проведения неконкурентной процедуры.

Важный момент! Новые правила не применяются к закупкам по государственному оборонзаказу.

В связи с режимом повышенной готовности, который наступил в нашей стране из-за коронавируса, до конца 2020 г. действует новый порядок определения ЕП. Возможно он будет продлен и на 2021 г.

Эти изменения подготовило правительство России в своем Постановлении № 647 от 08.05.2020 г. (вступило в силу 10 мая).

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/zakupka-u-edpostavshhika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.