Сроки предоставления информации по запросу полиции

Новый порядок рассмотрения обращений в системе МВД России: сравнение закона и инструкции

Сроки предоставления информации по запросу полиции

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст.

1 Закона).

Во исполнения указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве1.

28 января 2014 года вступил в силу Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г.

№ 707 “Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации”.

Сравним основные положения Закона и принятой в соответствии с ним Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция МВД России).

Таблица. Сравнение Закона и Инструкции МВД России  

Объект сравненияЗаконИнструкция МВД России
Порядок рассмотрения обращений граждан
Требования к письменному обращениюПисьменное обращение в обязательном порядке должно содержать наименование органа, в который направляется, или фамилию, имя, отчество должностного лица, или его должность; фамилию, имя, отчество гражданина; адрес для направления ответа; личную подпись и дату; документы и материалы либо их копии, относящиеся к рассматриваемому вопросу (прилагаются в случае необходимости) (ст. 7 Закона; п. 21 Инструкции МВД России)
Способ отправки обращенияНе указанПо почте, факсу, через официальный сайт, дежурную часть территориального органа МВД России, посредством федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, на личном приеме, через ящик для обращения граждан, установленный в здании МВД (п. 27)
Сроки выемки корреспонденции из почтового ящикаНе указаныНе реже одного раза в день (п. 29)
Сроки регистрации обращенийПисьменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления (ст. 8)Жалобы на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг – не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления; прочие обращения – в течение трех дней со дня поступления (п. 37)
Перенаправление обращенияЗапрещается направлять жалобу на рассмотрение в те органы и тем должностном лицам, решение или действия (бездействие) которых обжалуются (ст. 8 Закона; п. 67 Инструкции МВД России)
Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушенииНе указаноРегистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для незамедлительной регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (п. 69)
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органаПодлежит направлению в семидневный срок в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин (ст. 8 Закона; п. 71 Инструкции МВД России)
Срок рассмотрения обращений30 дней (ст. 12)30 дней. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения до даты подписания окончательного ответа гражданину (п. 91)
Продление срока рассмотрения обращенияВ исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина (ст. 12 Закона; п. 93 Инструкции МВД России)
Результат рассмотрения обращения1. Ответ по существу всех поставленных вопросов.2. Уведомление:

  • об оставлении обращения без ответа по существу с изложением причин;
  • о возвращении обращения;
  • о переадресации обращения;
  • о прекращении переписки;
  • о невозможности дать ответ по существу (ст. 5, ст. 10, ст. 11)
1. Ответ по существу всех поставленных вопросов.2. Уведомление:

  • об оставлении обращения без ответа по существу с изложением причин;
  • о возвращении обращения;
  • о переадресации обращения;
  • о прекращении переписки;
  • о невозможности дать ответ по существу;
  • о списании обращения в номенклатурное дело без ответа (п. 68, п. 76, п. 113, п. 147)
Действия с оригиналами личных документовНе указаноВозвращаются гражданину путем личного вручения под расписку или иным способом, обеспечивающим их сохранность (п. 115)
Ознакомление с материалами, снятие копийНе указаноДанное решение принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. На заключении проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью (п. 116)
Обращения, содержащие аудио- и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтовНе указаноРассматриваются по существу только при изложении их сути в текстовой части. В ином случае гражданину направляется уведомление о невозможности рассмотрения его обращения как некорректного по изложению (п. 127)
Рассмотрение анонимных обращенийОтвет на анонимное обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ст. 11)Анонимные обращения, содержащие сведения о противоправном деянии, а также о лице, причастном к нему, подлежат перенаправлению в соответствии с компетенцией. Анонимные заявления, содержащие информацию о террористическом акте, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению, не содержащему указанных выше сведений, принимает руководитель органа внутренних дел (п.п. 129 – 132)
Прекращение перепискиРуководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином с его обязательным уведомлением при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу (ст. 11)Происходит по решению руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению о признании неоднократного обращения безосновательным с обязательным уведомлением заявителя. Последующие обращения проверяются на предмет отсутствия новых доводов и обстоятельств, требующих дополнительной проверки, и без рассмотрения по существу списываются в дело. Ответы на такие обращения не даются (п. 135, п. 136)
Требования к ответу на обращениеНе указаноОтвет на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения (п. 145)
Оставление обращения без ответа по существуОтвет на обращение не дается, если:

  • в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего его, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • переписка с гражданином прекращена;
  • невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (ст. 11)
Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем письменно уведомляется заявитель в течение семи дней со дня регистрации обращения), если:

  • обращение признано некорректным;
  • обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (п. 147)
Ответы на коллективные обращенияНе указаноОтвет направляется на имя гражданина, указанного в обращении первым или в качестве адресанта, либо в организацию с пометкой, что ответ направляется на коллективное письмо (п. 151)
Порядок организации и проведения личного приема граждан
График приемаЛичный прием граждан проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (ст. 13)Прием руководящим составом органа внутренних дел осуществляется по графику, который предусматривает в том числе прием в течение трех часов один раз в месяц в субботний день, а также один раз в неделю в рабочий день с 17.00 до 20.00. Прием начальником территориального органа и его заместителями осуществляется не менее одного раза в месяц, начальниками самостоятельных подразделений – по мере необходимости (п. 177, п. 179)
Запись на приемНе указаноДопускается прием по предварительной записи, которая осуществляется уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства при личном обращении гражданина или по телефону, а также путем направления обращения. Отсутствие предварительной записи не является основанием для отказа в приеме (п. 181, п. 183)
Документы, предъявляемые при приемеГражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность (ст. 13 Закона; п. 185 Инструкции МВД России)
Порядок проставления отметок на письменном обращении, полученном в ходе приемаНе указанНа первом листе полученного в ходе приема письменного обращения проставляется отметка “Принято на личном приеме”. По просьбе гражданина аналогичная отметка может быть проставлена на копии обращения (п. 195)
Досрочное прекращение приемаНе указанВ случае грубого, агрессивного поведения гражданина прием прекращается, о чем делается запись в учетной форме (п. 198)
Отказ в личном приемеНе указанГраждане с признаками алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на прием не допускаются (п. 198)

Как видно из сравнительной таблицы, Инструкция МВД России разработана в соответствии с Законом и призвана раскрывать и конкретизировать его нормы применительно к органам МВД России.

В ней содержатся такие нюансы, не указанные в самом Законе, как действия должностных лиц с оригиналами личных документов, с обращениями, содержащими аудио- и видеозаписи; порядок ознакомления заявителя с материалами проверки, в том числе с применением технических средств.

Безусловно, Инструкция МВД России позволит лучше организовать работу системы МВД России и избежать разночтений, вызванных отсутствием правового регулирования.

1 Например, приказ ФСБ России от 30 августа 2013 г. № 463 “Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности”, приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г.

№ 72 “Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации”, приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г.

№ 45 “Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации” и другие.

Источник: https://www.garant.ru/article/522073/

Об ответе на запрос правоохранительных органов

Сроки предоставления информации по запросу полиции

Полномочия правоохранительных органов в настоящее время очень широки, поэтому отказ предоставить запрашиваемую информацию и необходимые документы может привести к обыску или выемке.

  • Правоохранительные органы — это обособленная группа государственных органов (государственных служб), уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

    К ним относятся: органы прокуратуры, внутренних дел (полиция), Следственный комитет, Росгвардия, ФСБ, МЧС, службы судебных приставов и исполнения наказаний министерства юстиции и правоохранительные подразделения таможенной службы.

При получении запроса из правоохранительных оранов рекомендуется проверить на всякий случай мотивировку запроса и способ,которым запрос был направлен в организацию.

Требования к обоснованности запроса сейчас самые минимальные: достаточным считается указание ссылки на материал проверкисообщения о преступлении (КУСП) или номер уголовного дела.

Правоохранительные органы не обязаны раскрывать в запросе конкретные фактическиеобстоятельства, для проверки которых нужны запрашиваемые сведения или документы. При этом мы не вправе ознакомиться с материалами проверки илиуголовного дела, чтобы оценить обоснованность запроса.

Чаще всего запросы правоохранительных органов доставляются непосредственно в офис или направляются по “Почте России” на почтовый адрес, зарегистрированный в ЕГРЮЛ.

(Если запрос направлен, к примеру, по факсу, целесообразно направить встречный запрос с просьбой передать оригинал запроса, т.к.

суд может признать, что запрос по факсу не имеет юридической силы без направления оригинала документа.)

Организация обязана представить ответ на запрос в срок, указанный в запросе. Минимальный срок для ответа в законе не установлен. Поэтому обычно правоохранительные органы требуют направить запрашиваемые сведения или документы в течение нескольких рабочих дней или даже«незамедлительно».

Если в запросе не указан срок для предоставления ответа на запрос, то это не значит, что можно затягивать время с ответом.

Если подготовка ответа на запрос из правоохранительных органов потребует от нас все же некоторого времени, то желательно обратиться в запрашивающий орган с просьбой о продлении срока на подготовку ответа.

Как правило, в запросе указан номер телефона ответственного исполнителя – должностного лица правоохранительного органа.

Можно связаться с ним по указанному номеру телефона и пояснить причины, по которым нам потребуется больше времени на подготовку ответа на запрос.

Послетелефонного разговора следует направить на имя этого должностного лица письменное ходатайство с просьбой продлить срок для представления нашегоответа.

Запросы правоохранительных органов направляются в организации, как правило, в рамках оперативно-розыскной деятельности и при расследовании уголовных дел.

Так, представители полиции вправе запрашивать у организаций и должностных лиц любую необходимую информацию, справки,документы и их копии, персональные данные физических лиц.

Для этого полиция направляет мотивированный запрос. Запросы могут быть связаны с уголовными делами, которые расследуются в компетенции МВД РФ (мошенничество, растраты и др.

) или связаны с проверкой сообщений о совершении преступлений.

Следственный комитет вправе запрашивать от руководителей и других должностных лиц организаций любую необходимую информацию, материалы, статистические и иные сведения. Следователь может потребовать, чтобы организация выделила специалиста организации для получения от него исчерпывающих пояснений по возникшим вопросам.

Запросы следователей чаще всего связаны с налоговыми преступлениями, невыплатой заработной платы и рейдерством.

Уполномоченные лица ФСБ России также вправе запрашивать любую информацию у организаций.

При этом в законе нет оговорки, что запрос возможен только при проверке сообщений о преступлениях или расследовании уголовных дел, поэтому запросы ФСБ могут быть не мотивированы.

Обычно ФСБ запрашивает информацию по уголовным делам об экономических преступлениях, которые выявили оперативные сотрудники службы.

Обратите внимание! Поскольку правоохранительные органы вправе запросить у нас любую информацию и документы, то документы и сведения, отнесенные к коммерческой тайне или к персональным данным, не являются исключением!

Никакой закон не запрещает правоохранительным органам запрашивать оригиналы документов, поэтому такое требование в запросе будет всегда правомерным.

Если мы не можем представить некоторые оригиналы документов по той причине, что они необходимы нам для текущей работы, то об этом нужно обязательно сообщить в ответе при условии предоставления надлежаще заверенных копий запрашиваемых документов.

Организации обязаны предоставить сведения и документы (завернные копии документов) безвозмездно.

Пожалуйста, сохраняйте запросы и копии всех ответов и приложений к ним. Если правоохранительные органы продолжат проверку или возбудят уголовное дело, у организации должна быть точная информация, какие сведения и документы могут быть использованы вопрекиее интересам.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

За уклонение от представления ответа на запросы правоохранительных органов нам грозит привлечение к ответственности по статье 17.7 КоАП РФ, если запрос был направлен в рамках расследования уголовного дела.

В этом случае организации может быть назначен штраф от 50 до 100 тысяч рублей либо приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

При этом руководителя организации могут дисквалифицировать на срокот шести месяцев до одного года.

Если уголовное дело еще не возбуждено, организация несет ответственность по статье 19.7 КоАП РФ. В этом случае максимальный штраф — 5 тысяч рублей.

Источник: https://vrn-buh.ru/microbusiness-informing/2017-07/24-zapros.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.