Сроки предъявления претензий по договору транспортной экспедиции

Особенности применения исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки и транспортной экспедиции

Сроки предъявления претензий по договору транспортной экспедиции

Согласно ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Специальные сроки

Вместе с тем, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности и специальный порядок их исчисления.

Так, Федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливают, что для требований, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Начало исчисления данного срока установлено указанными нормативно-правовыми актами императивно и, как правило, связано с моментом выдачи груза (предполагается, что именно в этот момент лицо, которому причинен ущерб, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза узнало или должно было узнать о нарушении своего права).

Несколько лиц – исполнителей

В хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда в организации и осуществлении перевозки задействовано несколько (более двух) лиц, например, сначала клиент заключает договор транспортной экспедиции с экспедитором, затем экспедитор заключает договор перевозки с перевозчиком (иногда привлеченный перевозчик привлекает к исполнению своих обязанностей последующего фактического перевозчика).

В случае причинения ущерба в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза при множественности лиц на стороне исполнителя возникают сложности в процедуре взыскания ущерба и соблюдении участниками перевозки сокращенного срока исковой давности — клиент взыскивает убытки с экспедитора в рамках заключенного между ними договора, затем экспедитор взыскивает ущерб с перевозчика в рамках заключенного между ними договора, и так далее по цепочке привлеченных лиц. 

В такой ситуации непосредственный виновник причиненного ущерба (фактический перевозчик) зачастую пытался уйти от ответственности, так как, когда требование предъявлялось ему, срок исковой давности почти всегда истекал (если взыскание ущерба производилось в судебном порядке, то сначала рассматривалось дело по иску клиента к экспедитору, затем по иску экспедитора к перевозчику, и так далее).

Ссылка на регресс

Ранее при рассмотрении таких споров суды руководствовались положением, изложенным в п. 3 ст. 200 ГК РФ, согласно которому по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.

То есть годичный срок исковой давности по иску экспедитора к перевозчику начинал исчисляться со дня возмещения экспедитором причиненного ущерба клиенту (в том числе, по судебному решению, при его наличии), а не с момента, определенного указанными выше нормативно-правовыми актами. При таком подходе уйти непосредственному виновнику причиненного ущерба от ответственности в связи с истечением срока исковой давности было сложнее.

Однако в конце 2017 г. Президиум Верховного Суда РФ утвердил «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки и транспортной экспедиции», где впервые закрепил принцип — срок исковой давности к перевозчику / экспедитору в любом случае начинает исчисляться с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах.

Данный срок не может произвольно продлеваться в зависимости от действий истца. Своевременное возмещение истцом-экспедитором клиенту убытков позволило бы истцу обратиться в суд к перевозчику в установленный срок — руководствоваться при определении начала исчисления срока исковой давности следует не п. 3 ст.

200 ГК РФ, а моментом, определенным в транспортных уставах и кодексах.

Интересно, что еще в 2014 г. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 13817/13 была закреплена правовая позиция о том, что наличие между сторонами договорных обязательств исключает ссылку на регресс в принципе.

Окончательно вопрос начала исчисления срока исковой давности был закреплен с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г.

№ 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», где еще раз была подтверждена ранее высказанная правовая позиция о том, что в любом случае, срок исковой давности к экспедитору или перевозчику (независимо от количества лиц на стороне исполнителя) начинает исчисляться с момента, определенного специальными транспортными законами и уставами. 

В данном Постановлении было закреплено еще одно важное положение – экспедитор, обращаясь с требованием в суд к перевозчику, не обязан подтверждать факт возмещения им причиненного клиенту ущерба.

До принятия Постановления истцы-экспедиторы, чтобы не пропустить сроки исковой давности к перевозчику, не дожидаясь рассмотрения дела по существу по иску клиента к экспедитору, предъявляли иск к перевозчику и приостанавливали данный процесс до вступления в силу решения суда по иску клиента к экспедитору. 

Теперь, по-видимому, ситуация упростится, однако, сформированной судебной практики по применению данной правовой позиции пока нет.

Регулирование применения исковой давности по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 г.

Согласно ст. 1 Конвенции, она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

Согласно ст. 32 Конвенции, подача исков, которые могут возникнуть в результате перевозок, выполненных в соответствии с Конвенцией, может происходить в течение одного года (аналогичный срок установлен и законодательством РФ).

Однако в ч. 4 ст. 39 Конвенции установлены особенности исчисления срока исковой давности, когда в перевозке задействованы несколько перевозчиков.

В этом случае, согласно ч. 4 ст. 39 Конвенции, срок подачи иска исчисляется либо со дня вынесения окончательного судебного решения, которым определяется размер возмещения, подлежащего уплате согласно положениям Конвенции, либо при отсутствии такого решения со дня фактической уплаты возмещения.

Таким образом, Конвенцией фактически закреплены особенности применения срока исковой давности аналогичные тем, что применялись в судебной практике РФ до 2017 года применительно к сроку исковой давности, закрепленному в законодательстве РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное предъявление требований в рамках срока исковой давности к экспедитору / перевозчику позволит последнему своевременно обратиться к страховщику, если ответственность экспедитора / перевозчика застрахована, за получением возмещения.

В противном случае экспедитор / перевозчик откажет в удовлетворении предъявленных ему требований, так как почти всегда в договорах страхования предусмотрено, что предъявление требований по истечении срока исковой давности является основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

 

Таким образом, добросовестным участникам правоотношений, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции, следует помнить о сокращенном сроке исковой давности в соответствии с законодательством РФ и об особенностях его применения — данный срок исчисляется с момента, определенного специальными законами и кодексами независимо от количества привлеченных лиц на стороне исполнителя, для того чтобы не понести убытки из-за отказа в иске в связи с его пропуском.

Источник: https://www.alta.ru/expert_opinion/72500/

Транспортное право

Сроки предъявления претензий по договору транспортной экспедиции

За исключением случаев, когда споры возникают из отношений по оказанию экспедиционных услуг для личных, семенных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, до предъявления экспедитору иска клиент должен обязательно предъявить претензию.

Обязательный претензионный порядок обеспечивает расследование каждого случая нарушения экспедитором обязательств по договору транспортной экспедиции и выявление вызвавших его причин и дает возможность добровольного урегулирования спора между экспедитором и клиентом без вмешательства суда.

Статья 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает, что срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Поскольку названная статья закона не содержит правила о том, что иски к экспедитору могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа экспедитора удовлетворить претензию либо неполучения от экспедитора ответа в течение установленных сроков, срок исковой давности должен исчисляться с момента, когда клиент узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Претензионный срок в данном случае входит в срок исковой давности, т.е. момент возникновения прав на предъявление претензии к экспедитору совпадает по сроку с моментом возникновения права на предъявление иска.

В п. 2 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности установлен круг субъектов, которым предоставлено право предъявления претензии экспедитору. К ним относятся: клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, а также страховщик, приобретший право суброгации.

При этом уполномоченное лицо клиента должно надлежащим образом подтвердить свои полномочия. Что касается страховщика, то кроме своих полномочий он должен также подтвердить право суброгации, которое предусмотрено не только нормами названного закона. но и ст. 965 ГК РФ.

При этом при рассмотрении в дальнейшем спора в суде суд вправе проверить обоснованность такого права. Для этого должна быть исследована причинная связь между конкретным нарушением и теми последствиями, которые послужили основанием для выплаты страховки.

Так, Федеральный Арбитражный суд Московского округа, рассмотрев кассационную жалобу в своем постановлении от 19 марта 2002 г. № КГ-А40/1479-02 по иску ООО «Русская логистическая служба» к ОАО «Страховая компания «Энергогарант»» о взыскании 826 338 руб. 82 коп.

, составляющих сумму задолженности по выплате страхового возмещения, в удовлетворении жалобы отказал.

Поскольку доказательств передачи груза для перевозки и экспедирования груза в материалах не имелось, а ответчиком представлено не было, вывод суда второй инстанции о недоказанности факта наступления страхового случая, обусловленного договором страхования экспедирования, является обоснованным. Поэтому в силу п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность страховщика по выплате страхового возмещения истцу не возникла.

Претензией является направленное экспедитору письменное требование об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору транспортной экспедиции.

В ней должны быть четко отражены следующие данные: кому адресуется претензия: за что предъявляется претензия и ее обоснование: сумма требования: подробный адрес заявителя: дата составления претензии: перечень прилагаемых документов в обоснование претензии: подпись должностного лица, а также обязательно указание на то, что при неисполнении претензии в установленные сроки либо при неполучении ответа на претензию лицо, ее предъявившее, вынуждено будет обратиться в арбитражный суд за принудительным взысканием. Запись в книге жалоб и предложений, письма, не содержащие обязательных реквизитов претензии, не исключают необходимости обращения в установленном порядке с претензией к экспедитору.

В случаях, когда клиент и экспедитор строят свои отношения на долгосрочной основе (например, по договору об организации транспортно-экспедиционного обслуживания), претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться экспедитору по каждому договору отдельно.

К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены соответствующие документы. К претензии в установленных в законе случаях должно быть приложено два вида документов. Документы первого вида должны подтверждать право на предъявление претензии, т.е. удостоверять, что предъявителем претензии является одно из лиц, перечисленных в п.

2 ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Ко второму виду относятся документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза. Это первичные документы, подтверждающие покупку клиентом отправляемого товара, экспедиторская расписка в приеме груза под ответственность, складское свидетельство и т.п.

Закон не требует приложения документов, подтверждающих качество товара, переданного экспедитору. В случаях с повреждением или порчей груза выявление вызвавших их причин и определение степени порчи и повреждения могло бы быть более быстрым, если бы соответствующие документы были приложены к претензии. Документы, прилагаемые к претензии, должны быть в подлиннике.

Могут быть также приложены копии документов, засвидетельствованные в установленном порядке. Имеется в виду, что на копии документа руководитель организации, предъявляющей претензию, должен поставить свою подпись в том, что копия верна, и скрепить ее печатью организации. Если к претензии не приложены документы, предусмотренные комментируемым пунктом ст.

12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, или требования объединены с нарушением закона, такая претензия подлежит возврату.

Для предъявления претензии к экспедитору претензии установлен шестимесячный срок со дня возникновения соответствующего права.

С учетом того, что срок исковой давности составляет один год, а экспедитору представляется право рассмотрения претензии в течение 30 календарных дней, срок на предъявление претензии представляется неоправданно большим.

Для объективного и быстрого разбирательства вполне достаточно было бы и двухмесячного срока на предъявление претензии. Пунктом 4 ст.

12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности установлено, что в отношении возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза срок на предъявление претензии исчисляется со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан. Вместе с тем, п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено, что груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня срока доставки. Таким образом, эти два срока начинают течь одновременно.

В течение 30 дней со дня получения претензии экспедитор обязан в письменной форме уведомить заявителя о результатах рассмотрения претензии. Невыполнение этого требования дает право заявителю предъявить иск в установленном законом порядке.

Возврат экспедитором претензии без рассмотрения ее по существу при нарушении заявителем порядка претензионного урегулирования возникшего спора не является отказом в удовлетворении претензии и не дает права на обращение с иском.

В тех случаях, когда экспедитор отказался рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка, а истец оспаривает правильность такого отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в судебном заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается судом по существу. Если же претензия подлежит частичному удовлетворению, то в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. Получение такого уведомления не лишает права заявителя обратиться в суд за разрешением спора в неудовлетворенной части претензии. К уведомлению должны быть приложены возвращаемые заявителю документы, о чем должно быть указано в уведомлении.

Соблюдение претензионного порядка — необходимое условие возникновения у правомочного лица права на предъявление иска к перевозчику. Пропуск претензионного срока по отношению к экспедитору влечет за собой утрату права на иск.

Срок для предъявления претензий к экспедитору является пресекательным и не может быть восстановлен судом. Однако экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию и по истечении установленного срока, если сочтет причину пропуска срока для предъявления претензии уважительной.

При этом закон не дает ответа на вопрос, что понимается под уважительной причиной.

Какие критерии уважительности причины? Поскольку такие критерии предоставлено определять экспедитору, то нетрудно догадаться, какова вероятность того, что экспедитор признает причину пропуска клиентом срока исковой давности уважительной. Во всяком случае, для исчисления претензионного срока следует учитывать время пробега почты.

Возможны случаи, когда по заявлению клиента возникает необходимость привлечения экспедитора к участию в уже возникшем процессе.

На такие случаи также распространяется претензионный порядок урегулирования спора. Прежде чем привлечь экспедитора к участию в деле, арбитражный суд должен удостовериться, что претензионный порядок урегулирования споров соблюден.

Следует отметить, что удовлетворение ходатайства истца о привлечении в процесс экспедитора является правом, а не обязанностью истца.

Однако если инициатором такого привлечения является арбитражный суд в целях всестороннего рассмотрения дела, то соблюдение претензионного порядка необязательно.

В соответствии со ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности для требовании, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Источник: https://isfic.info/transp/vozor47.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.