Сроки проверки физических лиц

Содержание

Камеральная налоговая проверка: сроки, документы и акт

Сроки проверки физических лиц

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о камеральных налоговых проверках.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как и когда проводится камеральная налоговая проверка;
  2. Что проверяется в процессе ее проведения;
  3. Как проходит процедура с ИП и юридическими лицами.

Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.

Камеральная проверка: что это значит

Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.

Кто может осуществлять проверку

Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:

  • Таможенные органы;
  • Внебюджетные фонды.

Где проводится процедура проверки

Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.

Цели проведения проверки

Основные цели состоят в следующем:

  • Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
  • Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
  • Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
  • Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
  • Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).

Чем регламентируются вопросы КНП

Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентируетНалоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки,а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.

Сроки проведения проверки

Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.

Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.

ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.

Особенности КНП

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:

  • Если в декларации указан размер НДС, который подлежит возмещению;
  • Если указаны какие-либо льготы;
  • Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.

Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.

Процедура в отношении ИП

Камеральная проверка в отношении ИП и юрлиц практически не имеет серьезных отличий.

Суть процедуры состоит в следующем: вы, как предприниматель, сдаете необходимую отчетность, а инспектор ФНС проверяет ее на правильность расчетов и достоверность отраженной информации.

Если никаких нарушений специалист не выявит, то вы даже и не узнаете, что проверка проходила.

Если же в отчетности, которую вы предоставили будут найдены нарушения или несоответствия, вам направят уведомление, в котором укажут, что в отношении вас проводится камеральная проверка, также перечислят все нарушения и дадут время, чтобы их устранить.

Вы в данной ситуации можете либо доказать свою правоту, подтвердив ее документами, либо заняться устранением указанных нарушений.

Как только все исправите, нужно будет предоставить в ФНС исправленную документацию либо документ, который подтвердит, что нарушения вы устранили.

Если же говорить о физических лицах, то в отношении них также проводятся камеральные проверки.

Ситуации здесь могут быть следующие:

  • Декларацию физлица проверяют, если был поднят вопрос о предоставлении налогового вычета.Если нарушений нет, плательщика уведомят о проверке и вычет предоставят.
  • Также подлежат проверке сведения и документы, подтверждающие льготы по налоговым платежам.
  • Работодатель не выплачивает НДФЛ за работника с почасовой оплатой. Бывает, что к ответственности за это привлекают самого гражданина, что неправомерно. Наказан должен быть работодатель.

Процедура в отношении юр. лиц

Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.

Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.

С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.

Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.

Сам процесс выглядит следующим образом: сначала документы проверяют на правильность оформления, затем специалисты просчитывают все цифры. Если в процессе будут выявлены явные несоответствия между данными в декларации и в других документах, у вас затребуют дополнительные данные.

Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.

Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты

Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:

  • Не уплачивала налоги;
  • Занижала расходы;
  • Необоснованно оформляла вычет;
  • Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.

Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.

Акт содержит такие данные:

  • Дату и нумерацию;
  • Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
  • Наименование компании, которую проверяли;
  • Дату начала и окончания проверки;
  • Перечень всех мероприятий, которые проводились;
  • Все выявленные правонарушения или ошибки;
  • Итоги проверки;
  • Рекомендации по устранению всех нарушений;
  • Мера ответственности для виновных лиц.

В пятидневный срок этот акт налогоплательщик должен получить либо лично в руки, либо посредством почтового отправления. Если вы откажетесь лично посетить отдел ФНС для получения акта, вам его отправят заказным письмом.

В соответствии с законодательством РФ датой после отправки документа почтой считается шестой день, когда правонарушитель получил акт. Но учитывая скорость работы почты, отсчет нужно начинать с того дня, когда ФНС было получено уведомление о вручении письма адресату.

Кнп углубленного характера

Декларации и отчетность, сданные вами, изначально проходят проверку в автоматическом режиме.

Если противоречий не выявлено, на этом этапе проверка заканчивается. Если же вопросы у налоговиков возникли, тогда проводят углубленные проверочные мероприятия.

Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.

Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.

А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.

Пояснительная записка

На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.

За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.

Если пояснение требуется из-за декларации по налогу на прибыль, в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:

  • Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
  • Объясните, какие причины к нему привели;
  • Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.

Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.

Если вы не сдали 6-НДФЛ.

Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.

Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка расчетного счета.

Если вы не согласны с результатами проверки

В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.

Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.

От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.

Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.

Заключение

Уважаемые читатели! Налоговая проверка – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/kameralnaya-nalogovaya-proverka/

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Сроки проверки физических лиц

Налоговый кодекс регулирует ход и порядок проведения любой камеральной проверки путем установления целого ряда основополагающих принципов:

  • Определяет точное место проведения — местонахождение фискального органа.
  • Указывает перечень документации, которую фискалы при этом исследуют: декларации (расчеты), документы, имеющиеся у налогоплательщика и инспекции.
  • Обозначает период проверочных мероприятий со стороны фискалов — 3 месяца (90 дней), причем праздники учитываются. Отсчет срока начинается со дня подачи документации.
  • Предъявляет к плательщику налога требование о предоставлении материалов о понесенных расходах. Местный фискальный орган выдает конкретный перечень документации в зависимости от категории вычета.
  • Сужает предмет проверки до одного вида налога.

Если на практике обнаружится, что один или несколько вышеуказанных принципов были проигнорированы, то это веский повод для обжалования итогов проверки и выводов фискалов.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Пункт 2 ст. 88 НК закрепил конкретный срок камерального контроля 3-НДФЛ — 3 месяца. Точный срок проверочных мероприятий отсчитывается с момента, когда налоговая документация была получена ответственным специалистом ИФНС.

Есть 3 основных способа подачи деклараций: лично в руки инспектору, по электронной и обычной почте. Если вы воспользовались электронным способом, то отсчет начинается с момента отправки эл. формы 3-НДФЛ. При обычной почтовой доставке — со дня фактического получения корреспонденции.

Если инспектором уже начаты ревизионные мероприятия, а вы по своей инициативе или по настоянию фискала подали уточненный вариант декларации, то текущий срок аннулируется и все действия со стороны специалиста прекращаются. В этом случае проверка начинается заново уже по новой документации и 3 месяца стартуют вновь.

Практика показывает, что инспекторы часто досрочно заканчивают свою работу, поэтому на деле налоговый вычет можно получить намного быстрее при условии отсутствия нарушений с вашей стороны.

Ревизионный срок зависит от конкретного налоговика, как тщательно он подойдет к контролю, насколько детально будет анализировать ваши материалы. Если он найдет неточности и пробелы, то проверка затянется.

В отдельных случаях фискалы инициируют выездные проверки.

Таким образом напрашивается следующий вывод: от того, насколько качественно вы заполните 3-НДФЛ и исключите противоречия между электронной формой и представленными материалами, зависит срок проверки в вашем случае.

Непосредственно ход проведения камеральной проверки можно разбить на следующие этапы:
  1. Определение нужного количества и содержания налоговых документов. Вы обязаны представить согласно конкретному перечню инспектора документацию, которая в достаточной мере подтверждает обоснованность применения налоговых ставок и вычетов. При этом фискалам допускается исследовать лишь тот период, за который вы отчитались.
  2. Проверка истинности всех расчетных операций, указанных в поданных документах. Инспектор осуществляет ревизию представленных материалов, сопоставляет показатели, при этом особого распоряжения на то руководителя ведомства не требуется.
  3. Определение правильности и точности применения налоговых ставок, расчетов фактических сумм налогов. Если в ходе ревизии специалисту покажется недостаточным объем представленных сведений для полноценного анализа, он запрашивает первичные документы.

Сомнения в том или ином вопросе также потребуют ваших письменных разъяснений, на которые дается 5 дней. Не затягивайте с ними, сразу же предоставляйте необходимое. Не практикуйте устные ответы, их нельзя приобщить к делу. Электронные сообщения также не стоит направлять специалистам, так как они не содержат обязательных реквизитов.

Специалист вправе запросить у вас внесения уточнений (корректировок) в отчетность. Подача декларации в уточненном (скорректированном) варианте ведет к новому отчету 3-месячного срока. Если налоговики нашли недостатки в первой отчетности и составили акт, а вы тем временем подали исправленную, то буду вестись одновременно две проверки.

Подозрения в достоверности представленных материалов, слабые аргументы, недостаточные доказательства — все это серьезные поводы для выездной камеральной проверки. Поэтому чрезвычайно важно не доводить дело до такой степени и своевременно и обоснованно отвечать на все вопросы инспектора, иначе последуют осмотры, допросы, экспертизы, выемка документов и прочие безрадостные моменты.

Часть ревизионных мероприятий проходит в автоматизированном режиме. Задача программы — обнаружение арифметических ошибок и нестыковок. Далее за их анализ и документальную сверку берутся специалисты. Информация о применяемых в налоговом органе технических методах и способах считается закрытой.

Как завершается камеральная проверка

После окончания камеральной проверки инспекторы составляют справку о факте проведения контрольного мероприятия и специальный акт. Один экземпляр последнего передают налогоплательщику. На его составление закон отводит налоговикам 10 дней, ведя отсчет со дня, следующего после окончания ревизии.

Если вы сумели отразить все нападки фискалов и они нарушений не выявили, тогда акт не составляется. При полном соответствии отчетности законодательной налоговой базе инспекторы не обязаны извещать налогоплательщика о ходе и результатах камеральной проверки. Однако по своему желанию вы можете на основании письменного заявления в фискальные органы получить искомую информацию.

Оформление результатов камеральной проверки

Итог проверки — составление акта о нарушениях. Без него все результаты, полученные инспекторами, признаются недействительными.

Этот документ содержит следующие сведения:

  • реквизиты контрольного мероприятия;
  • именные данные налогового инспектора, проводившего проверку;
  • ревизионные сроки;
  •  информацию о плательщике НДФЛ;
  • конкретные нарушения налогового закона с их детальным описанием;
  • ссылки на актуальную правовую базу;
  • последствия нарушений, выявленных контролем;
  • конкретные предложения по устранению выявленных недостатков.

Доказательства нарушений прикладываются к акту.

Отказ в налоговом вычете: действия налогоплательщика

Если камеральщики отказали в произведении налогового вычета, но вы уверены в своей правоте, не стоит отчаиваться. Есть как минимум четыре способа восстановить справедливость:

  • написать жалобу в тот же фискальный орган, который и произвел отказ;
  • обжаловать решение в вышестоящем органе ФНС;
  • обратиться в центральный орган Федеральной налоговой службы;
  • написать исковое заявление в судебные органы.

Лучше начинать решать проблему именно в местных налоговых органах, так как скорость реакции на такие поводы в них обычно высока. В региональных отделениях ФНС и, тем более, в главном их офисе ваш вопрос затянется надолго.
Если профильные ведомства не удовлетворили ваших чаяний и выдали письменные отказы, то предстоит дорога в суд.

Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки

Бывают в практике ситуации, когда инспекторы превышают свои полномочия, а налогоплательщик, вместо того, чтобы на них указать, молчит. Пример — повторная камеральная проверка.

Такое случается якобы по «вновь открывшимся обстоятельствам» (согласно формулировке специалистов).

Однако в НК РФ отсутствует такое понятие, как и процедура его проведения, то есть фактически повторная проверка незаконна.

Фискалы вправе запрашивать материалы, относящиеся только к проверяемым предмету и периоду. На деле неопытные инспекторы могут требовать информацию, которая никак не связана с исследуемыми вопросами.

Если хотите получить вычеты, связанные с трудовой деятельностью, то возникновение претензий к вашей отчетности, может повлечь аналогичное в отношении работодателя.
Также имеют место примеры того, когда на налогоплательщика накладывают штрафные санкции после нарушения сроков камеральной проверки, выдачи акта, ознакомления с ним и т. д.

Как часто налоговый орган отказывает в вычете по результатам камеральной проверки?

На практике отказ в вычете уплаченных налогов (преимущественно речь идет о возмещении НДС) происходит достаточно часто. Исходя из статистических данных, в 20-30% случаев рассмотрения возможности вычета оформляется отказ. Главное правило, которым руководствуются налоговые органы – налогоплательщик должен доказать свое право на вычет на 100%, а такое возможно далеко не всегда.

Поэтому подача исковых заявлений в суд о рассмотрении подобных дел – не редкость, а давно сложившаяся практика.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/praktika-kameralnyx-proverok-polucheniya-nalogovyx-vychetov-fizicheskimi-licami/

Камеральные и выездные налоговые проверки: что можно и чего нельзя

Сроки проверки физических лиц

(Письмо ФНС РФ от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@)

ФНС РФ выпустила «шпаргалку» для нижестоящих налоговых органов о проведении налоговых проверок.

Знание позиции налоговиков позволит налогоплательщикам быть готовыми к проверкам.

Срок проведения проверок

В соответствии с п. 1 и 2 ст.

88 НК РФкамеральная налоговая проверка проводится должностным лицом налогового органа на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.

Поэтому определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

Таким образом, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

Следует отметить, что вывод ФНС противоречит другой норме НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почтеднем ее представления считается дата отправки готового отправления с описью вложения, а не дата получения налоговиками декларации.

Но ФНС игнорирует данную норму и заявляет, что налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте.

«Первичка» при УСН с объектом налогообложения «доходы»

Главой 26.2 НК РФ обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.11.2008 г. № 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Истребование документов, не являющихся первичными

Налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Подтверждение нулевой ставки НДС

В силу п.п. 3 п. 1 ст.

165 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС представлять в налоговые органы вместо таможенных деклараций реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия или реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

Утверждение Минфином РФ перечня сведений, отражаемых в указанных реестрах, не предусмотрено.

По мнению ФНС РФ, реестр таможенных деклараций, представляемый в налоговые органы в целях документального подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС по экспортным операциям, должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения указанной ставки по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерное применение нулевой ставки налога.

Проверки физических лиц

Ст. 89 НК РФ предусмотрено проведение выездной налоговой проверки физического лица, в том числе не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Заявленное в налоговый орган ходатайство физического лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о переносе рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с его болезнью должно быть учтено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и на основании этого ходатайства принято соответствующее решение с учетом установленных п. 1 ст. 101 НК РФ пресекательных сроков.

Ликвидация организации

После внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица.

Прекращение деятельности в качестве предпринимателя

Выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя проводятся налоговыми органами в соответствии со ст. 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Вместе с тем ни НК РФ, ни приказом ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ не предусмотрен способ ознакомления лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с указанным решением налогового органа.

По мнению ФНС РФ, лицо, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, может быть ознакомлено с решением налогового органа лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Смена места жительства предпринимателя

В случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе.

Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства.

Указанная позиция выражена в Определении ВАС РФ от 09.04.2012 г. № ВАС-3753/12.

Требования к работникам

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа в случаях, указанных в п.

 1 и 2 данной статьи, вправе истребовать документы (информацию) у контрагента, у участников сделки илиу иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), или располагающих информацией о конкретной сделке.

При этом ст. 93.1 НК РФ не предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами».

Налоговый орган вправе истребовать у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, или располагающего информацией о конкретной сделке, такие документы (информацию).

Поэтому, считают чиновники, налоговый орган вправе истребовать у работника организации, осуществляющего деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору, документы (информацию), касающиеся деятельности этой организации.

Непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Допрос свидетеля-работника

НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

То есть при допросе свидетеля — работника организации вправе присутствовать представитель организации.

Истребование информации у контрагентов

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФдолжностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Указанные документы (информация) могут быть истребованы также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Чиновники считают, что в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и использовать ее в рамках любой налоговой проверки.

Срок для возражений

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

НК РФ не установлены специальные сроки для подготовки проверяемым лицом возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и их рассмотрения.

Срок для ознакомления проверяемого лица с материалами по результату дополнительных мероприятий налогового контроля определяется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с учетом фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и их объем.

Несмотря на то, что НК РФ не устанавливается специальный срок для подготовки возражений и их рассмотрения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговым органом должно быть обеспечено до вынесения соответствующего решения ознакомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Заверение копий документов

В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФистребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий.

НК РФ не предусмотрен порядок представления в налоговые органы копий документов, как и право ФНС РФ устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.

ФНС РФ поддерживает существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом.

При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).

Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:

– обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;

– исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;

– обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);

– осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Обратите внимание!

В письме от 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459 ФНС изложила уже прямо противоположное мнение: заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов.

Источник: https://ab-express.ru/articles/kameralnye-i-vyezdnye-nalogovye-proverki-chto-mozhno-i-chego-nelzya/

Основания для налоговой проверки физического лица

Сроки проверки физических лиц

На сегодняшний день ИФНС активно проверяет не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц. И если вы работаете на себя и уклоняетесь от внесения налоговых сборов, пытаетесь хитрить со справками 2-НДФЛ или получаете на свои расчетные счета крупные суммы денег, то будьте уверены, рано или поздно инспекторы могут заинтересоваться вашей персоной.

Налоговая проверка физического лица происходит разными способами. По каким причинам она может случиться? Какие права есть у налоговых работников? При каких обстоятельствах поступления денег на счет проверяет ИФНС? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.

Основания для проверки физических лиц налоговой службой

Среди основных причин, по которым налоговая служба может организовать тщательную проверку физлиц, можно выделить:

  1. Этот документ направляется в ИФНС, когда физическое лицо получает дополнительный доход, который приходит к нему за счет занятий частной практикой, реализации жилья, оплаты учебы или медуслуг. При поступлении 3-НДФЛ-декларации налоговая служба начинает сверку информации, указанной в справке, с данными из базы. Это помогает выявить случаи реального мошенничества.

  2. Сегодня нередки случаи, когда люди работают или подрабатывают без официального трудоустройства, сдают жилплощадь в аренду, трудятся на дому, получая за это, так называемую, «зарплату», которая по факту не облагается налогом. Причем многие физлица даже не задумываются над тем, что к ним может нагрянуть налоговая проверка.

    Они полагают, что интерес ИФНС вызывают только крупные обороты денежных средств по счетам. Но это не так. В действующем уголовном законодательстве нет четкой информации о размере минимального дохода, при котором может производиться проверка.

    Поэтому, как показывает практика, достаточно двух совершенных одинаковых сделок, чтобы фактически стать незаконным предпринимателем.

При проведении проверки физических лиц на незаконный оборот средств, инспекторы ИФНС в обязательном порядке учитывают ряд основных факторов:

  • наличие покупателей, которые хоть раз отдавали физлицу деньги за товары и оказанные услуги;
  • рекламирование своего вида деятельности и выставка образцов;
  • осуществление постоянных закупок любого вида продукции оптом;
  • составление и подписание договоров, связанных со сдачей жилья в аренду;
  • большие обороты денежных средств, размещаемых на банковских счетах;
  • ведение учета по совершаемым сделкам.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Проверка физического лица по жалобе

Налоговые проверки физических лиц происходят редко, поскольку у инспекторов ИФНС зачастую не хватает рабочего времени, чтобы проверить всех.

Однако людям, занимающимся незаконным предпринимательством, все равно необходимо быть начеку, поскольку их, как нарушителей могут сдать инспекторам недовольные покупатели, соседи или конкуренты, оставив соответствующую жалобу.

И если проверка подтвердит факт ведения нелегального бизнеса, то за доход, полученный незаконным путем, их могут не только оштрафовать, но и наказать.

За прибыль свыше 1,5 млн. рублей в год предусмотрена ответственность по УКРФ.

Какими правами наделены инспекторы ИФНС при проведении проверки физических лиц?

Принимая во внимание то, что выездная проверка ИФНС может осуществляться на территории жилого помещения физлица, инспекторы имеют не так много прав. Они могут по закону:

  • запросить у частного лица документацию, необходимую для тщательного изучения;
  • осмотреть имущество, но только в нежилом помещении;
  • изъять документацию, вовремя не предоставленную в ИФНС, в случае сомнения в сокрытии, уничтожении или замене данных;
  • устроить допрос в отношении обстоятельств, относящихся к деятельности физлица, и потребовать предоставление документации, касающейся дела, согласно статье 93.1 НКРФ;
  • привлечь сторонних экспертов для оценки материалов налоговой проверки в соответствии со статьями 95-96 НКРФ.

Рекомендации для физического лица при налоговой проверке

Что бы ни случилось, каждому человеку необходимо:

  1. хранить все важные бумаги, касающиеся трат, в соответствующем состоянии;
  2. не скрывать доходы;
  3. вовремя платить налоги;
  4. не допускать в квартиру посторонних лиц, поскольку согласно Конституции РФ жилье неприкосновенно. Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина;
  5. занимаясь предпринимательством и налоговым планированием, важно не забывать, что интерес ИФНС будет направлен на розыск конечного выгодоприобретателя.

Соблюдая эти рекомендации, никакая налоговая проверка не будет страшна.

Согласно подпункту 1,1 ст. 86 НКРФ, все банковские учреждения обязаны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Налоговая служба также может при проведении проверки разыскать информацию о других имеющихся счетах, например, электронных кошельках.

Чаще всего это происходит, когда на налогоплательщика поступила жалоба или он подал декларацию о получении вычета за приобретение недвижимого имущества, не имея официального постоянного дохода. В этих случаях ИФНС будет важно проверить: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Такие данные инспекторы могут легко получить при оформлении запроса, подписанного руководством Управления ИФНС России или регионального подразделения.

За какие операции по счету карты Сбербанка или другого банка налоговая может провести проверку?

Чаще всего налоговый орган интересуется редкими случаями денежных переводов, совершаемых физлицами, со счета одной карты на другую. Остальные же случаи мелких перечислений их вряд ли привлекут. Так, например, особый интерес ИФНС может вызвать человек, который официально не имеет источника дохода и не платит НДФЛ.

Если вы работаете по ТКРФ или по договору ГПХ, а ваша организация регулярно перечисляет за вас налоги, то вы можете спать спокойно. Этот случай не ваш, и проверка вам не грозит.

Рассмотрим основные моменты, когда физическое лицо может привлечь к себе внимание ИФНС при совершении операций, например, по счету карты Сбербанка:

  1. При перечислении физическим лицом со счета на счет более 600 тысяч рублей банк передаст об этом информацию в налоговый орган. Инспекторы обязаны будут провести проверку.

    Особенно это касается случая, когда денежные средства были переведены по договору купли-продажи жилья и физлицом, не имеющим официального дохода за прошлые периоды, сделан запрос на возврат налогового вычета.

    Эта ситуация может быть воспринята, как уклонение от выплаты налогов.

  2. Это касается обналичивания средств через подставное лицо, и, соответственно, сокрытия доходов от государства. Например, предприятие однодневка перечисляет деньги на счет «своего сотрудника», якобы под отчет.

    По факту же он снимает средства с карты или переводит их другому такому «работнику».

    Это яркий пример того случая, когда налоговую проверку могут провести из-за внутреннего перечисления денег с одного счета на другой между физлицами.

  3. Как правило, под подозрением часто оказываются люди, работа которых обязывает самостоятельно вносить налоговые сборы и заполнять 3-НДФЛ декларацию. Однако проверки таких физических лиц проводятся, если высока вероятность доказать документально их деятельность.

Что касается сдачи жилья, то проверки налоговой службы могут осуществляться только при поступлении жалобы от соседей, которые, например, недовольны поведением квартирантов.

В остальных случаях ИФНС вряд ли заинтересуется физическими лицами, получающими доход от аренды квартиры.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.