Сроки устранения нарушений по предписанию

Предписания ГИТ: оспорить или отчитаться о выполнении?

Сроки устранения нарушений по предписанию

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда.

Инспекторы ГИТ после проведения проверки знакомят работодателя с актом проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений — с письменным предписанием об их устранении и постановлением о применении административного взыскания. Документы готовятся в двух экземплярах, и один из них с копиями приложений вручается должностному лицу под роспись.

Предписание — документ в тексте которого содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

Однако работодатель может быть не согласен с актом, предписанием и постановлением. В этом случае у него есть право обжаловать документы, руководствуясь ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Варианты обжалования, указанные в ст. 361 ТК РФ, правомерны.

При обжаловании через суд необходимо подать иск в районный суд по месту нахождения инспекции, предварительно уплатив госпошлину.

При обжаловании в порядке подчиненности жалоба подается на имя руководителя соответствующей инспекции либо на имя главного государственного инспектора труда.

Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно.

Предписание ГИТ можно обжаловать по следующим процедурным нарушениям:

• работодатель не был извещен об оформлении протокола;

• работодатель или уполномоченное лицо лишено права на объяснения;

• отсутствует приказ (распоряжение) от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели;

• приказ о проведении проверки оформлен с нарушениями: нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ;

• сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.

Предписание также обжалуется, если работодатель не согласен с выводами инспектора, с его толкованием правовых норм.

Сроки обжалования установлены ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой организация вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня, следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Если работодатель не обжалует акт и предписание ГИТ, то он должен его исполнить в течении 30 дней.

ГОТОВИМ ЖАЛОБУ НА ПРЕДПИСАНИЕ ГИТ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ

Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:

• полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба; 

• информация о заявителе (наименование организации, адрес); 

• данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.);

• дата составления документа. 

В тексте самой жалобы указываются: 

• реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания); 

• обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты; 

• требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.

Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии). Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов.

Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2). Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты.

Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).

Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней.

Основная задача работодателя — показать в отчете, что требования ГИТ действительно выполнены. Поэтому важно приложить к отчету документы, подтверждающие исполнение каждого пункта предписания (пример 3).

Свой отчет работодатель вправе направить почтой, по факсу, e-mail или курьерской доставкой. Такие варианты заранее согласовывайте с инспектором.

В случае, если в предписании много рекомендаций и работодатель не успевает выполнить к сроку один или несколько пунктов предписания, то важно правильно подготовить специальное ходатайство. В документе излагается суть просьбы (пример 4). Ходатайство необходимо подать не в последний день срока, а заблаговременно. 

И. И. Наделяева, заместитель директора по управлению персоналом

Источник: https://www.profiz.ru/kr/9_2019/predpisanija_GIT_/

Сроки исполнения предписаний. Статья 19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания

Сроки устранения нарушений по предписанию

С начала 2016 года в силу вступили изменения законодательства, касающиеся отмены определенного типа проверок. Многие контрольные мероприятия тем не менее остались. По факту выявленных нарушений уполномоченные органы выносят акты императивного характера – предписания. Организациям и гражданам важно знать, в каких случаях издаются подобные документы, каковы сроки исполнения предписаний.

Сущность предписаний

Зачастую в результате проведенных муниципальными или государственными органами проверок в деятельности юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа выявляются различные нарушения.

По факту несоответствий выдается акт императивного характера в виде представлений, решений, постановлений, предписаний органов государственного надзора. Несоблюдение требований документа влечет ответственность по статье 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

В январе 2016 года в Федеральный закон, регулирующий защиту прав организаций и предпринимателей индивидуального типа при осуществлении надзора и контроля со стороны государственных и муниципальных органов, были внесены изменения.

Согласно корректировке правовых норм, часть плановых проверок запрещено проводить чаще одного раза в три года. Внеплановые контрольные мероприятия это не затронуло. Кроме того, индивидуальные предприниматели, допустившие грубые правовые нарушения и занимающиеся деятельностью, опасной для жизни и окружающей среды, также будет подвергать более частым проверкам.

За неисполнение требований, содержащихся в предписаниях надзорных органов, должностные лица могут привлекаться к ответственности в виде штрафа или дисквалификации на трехлетний срок.

Признаки предписаний, выдаваемых контролирующими органами

Документы императивного характера должны обладать тремя важными чертами:

  1. Обязательный для исполнения характер.
  2. Законность акта.
  3. Исполнимость требований документа.
  4. Разумный срок для исполнения предписаний.

При получении предписания должностному лицу нужно проверить документ на соответствие этим критериям. Если акт издан с нарушениями, гражданин вправе его обжаловать в установленные законом сроки. Если жалоб не поступало, и требования предписания не исполнены, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Обязательный для исполнения характер

Признак обязательности состоит в том, что административное преступление по статье 19.5 Кодекса заключается в бездействии, которое выразилось в неисполнении предписания уполномоченного органа. Если предписания относятся к группе правовых ненормативных актов, они не подлежат исполнению.

https://www.youtube.com/watch?v=R3REjWhVURw

Можно привести следующий пример судебной практики, отраженный в Постановлении Пятого апелляционного арбитражного суда № 05АП-7794/2014 от 18 июля 2014 года.

В рамках дела возник спор между налогоплательщиком и органом, осуществляемым надзор. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства и сделана соответствующая отметка. Выписку из акта направили нарушителю для устранения недостатков в работе организации.

Так как требования контролирующего органа не были исполнены в срок, руководителя юридического лица привлекли к ответственности в виде административного штрафа по статье 19.5 КоАП РФ.

Налогоплательщик не согласился с решением проверяющего субъекта и подал жалобу. В связи с тем, что требование об устранении нарушений было издано не отдельным документом, а в форме выписки из другого распорядительного акта, суд признал привлечение к ответственности незаконным.

Законность акта

При проверке надлежащей формы документа необходимо рассматривать сроки исполнения предписаний и их законность. По нормам законодательства, элемент состава правонарушения по рассматриваемой статье – законность ненормативного акта.

Судебной практикой установлено, что правомерность вынесенного уполномоченным органом предписания должна проверяться и оцениваться в каждом отдельном случае.

Если документ выдан ненадлежащему лицу, не уполномоченным субъектом и т.д., его неисполнение не влечет привлечения к ответственности административного типа. Такая позиция отражена в Постановлении Суда ЕАО, изданном по делу № 4-А-27/2014 29 мая 2014 года.

Перечень обстоятельств, подлежащих рассмотрению

При рассмотрении дел о проверке законности выносимых предписаний суд должен выяснить следующие факты:

  • материальные основания для издания акта императивного характера (доказательства несоблюдения правовых норм законодательств нарушителем);
  • соблюдение всех пунктов процедуры издания акта;
  • наличие у проверяющего органа полномочий на составление подобных документов.

Особенность рассмотрения дел такого рода заключается в том, что законность вынесенного предписания доказывается самим органом. Если надзорный субъект не смог доказать правомерность привлечения должностного лица к ответственности, дело прекращается на основании статьи 24.5 Кодекса из-за отсутствия состава правонарушения административного характера.

Исполнимость требований документа

Второе значимое требование к документам императивного характера – исполнимость акта. Суть требования заключается в том, что контрольный орган, вынесший предписание, должен четко отразить требования и сформировать у нарушителя четкое понимание того, какие действия должно совершить (или не совершать) должностное лицо.

Правильность содержания документов и указание сроков исполнения предписаний одинаково важны для нарушителя и проверяющих органов. Это связано с тем, что проверять исполнение можно только в отношении реальных требований. Наказать за невыполнение действий, которые осуществить невозможно, нельзя.

ФАС в Волго-Вятском округе издал Постановление в рамках судебного процесса № А43-27119/2012. В документ суд указал, что предписания должностных лиц, содержащие правомерные требования, должны быть реально исполнимыми, содержать требования законного характера, реальные сроки реализации и четко сформулированные действия, которые должен совершить нарушитель (или воздержаться от их совершения).

В документе также отмечено, что указания, содержащиеся в акте о нарушении, должны четко формулироваться, излагаться кратко, ясно, четко, последовательно, доступно.

Сущность требования исполнимости

Согласно нормам законодательства и устоявшейся судебной практике, требования исполнимости состоят в следующем:

  • должностные лица (правонарушители) должны своевременно извещаться о содержании изданного ненормативного правового акта;
  • документ должен содержать недвусмысленные, ясные формулировки;
  • должностное лицо должно иметь реальную возможность исправить недостатки в установленный уполномоченным органом срок;
  • срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений должен быть разумным.

В Постановлении № 2423/13, изданном Президиумом ВАС 9 июля 2013 года по делу № А53-19629/2012, указано на важность требований об исполнимости и законности выносимых уполномоченными органами властных предписаний правовых ненормативных актов.

Президиум также отмечал важность указания сроков устранения. Предписания, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, должны реализовываться в разумный период времени. Таким образом, акты императивного характера, выносимые уполномоченными государственными и местными органами, должны отвечать требованиям обязательности, законности, исполнимости и реальности сроков исполнения.

Несоблюдение указанных требований влечет невозможность привлечения нарушителя к ответственности по статье 19.5 Кодекса. В этом случае виновное лицо будет оправдано по статье 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава правонарушения административного характера.

Виды нарушений

Контрольный орган, фиксирующий нарушения и устанавливающий сроки исполнения предписания по проверке, вправе составлять акты о привлечении к ответственности по статье 19.5 КоАП РФ по невыполнению требований следующих императивных документов уполномоченных лиц:

  1. Законного постановления надзорного органа на местном или государственном уровне в сфере несоблюдения норм законодательства.
  2. Решения, предписания в сфере контроля за экспортом.
  3. Акта антимонопольного федерального органа о прекращении действий, ограничивающих конкуренцию в указанной сфере, использования доминирующего положения на рынке, дискриминации, неправомерной или незаконной рекламы, недобросовестной конкуренции, нарушений законодательства в антимонопольной сфере, прекращении действия незаконных актов местных или государственных органов в сфере торговли.
  4. Решения, предписания органа, занимающегося регулированием монополии естественного типа.
  5. Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительства недвижимых объектов по долям.
  6. Решения, предписания органа, занимающегося регулированием тарифов и цен.
  7. Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительного надзора.
  8. Решения, предписания органа, занимающегося надзором в сфере закупок.
  9. Акта исполнительного органа федеральной власти в области закупок услуг, товаров, работ.
  10. Решения, предписания органа, занимающегося ветеринарным надзором.
  11. Акта Банка России.
  12. Решения, предписания органа, занимающегося надзором в транспортной области.
  13. Акта исполнительной власти в сфере безопасности промышленности, сооружений гидротехнического типа.
  14. Решения, предписания органа государственного пожарного надзора и проч.

Виды санкционных мер

Наказания за совершение правонарушений по статье 19.5 Кодекса назначаются следующие:

  • Штраф. Размер денежной санкции зависит от тяжести правонарушения. Для граждан предел финансового наказания – от одной до пяти тысяч, для должностных лиц – от десяти до пятидесяти, для организации – от ста до пятисот тысяч.
  • Дисквалификация. Срок дисквалификации должностных лиц – не более трех лет.
  • Административное приостановление деятельности на девяносто дней. Предусмотрено шестой и шестнадцатой частями статьи Кодекса.

Например, неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора влечет наложение санкций следующих типов: дисквалификация на три года или штраф (для граждан – от двух до трех тысяч, для должностных лиц – от пяти до шести тысяч, для организаций – от девяноста до ста тысяч).

Чтобы избежать привлечения к ответственности, виновное лицо может подать ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

Органы, дела по статье 19.5 КоАП

Производство по делам о правонарушении административного характера по ст. 19.5 КоАП РФ начинается после составления соответствующего протокола. Его заполняет государственное или муниципальное должностное лицо, уполномоченное на выдачу предписаний предпринимателям индивидуального типа.

Согласно статье 28.3 Кодекса, протоколы составляются сотрудниками исполнительных органов федеральной власти, их подразделений и органов территориального типа, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих сферах.

Дела о правонарушениях административного типа рассматриваются следующими органами:

  • по частям 1, 13, 12, 15, 14 – мировые суды;
  • по частям 18, 16, 19 – районные суды;
  • по частям 15, 6 – арбитражные суды;
  • по частям 2, 2.1., 2.3., 2.2., 2.7, 2.6, 5, 3, 6, 11, 8.1., 20, 17 – суды общей юрисдикции.

По остальным частям рассматриваемой статьи дела рассматривают надзорные органы, которые их возбудили. Если указанные органы или их должностные лица, составив протокол, не имеют права рассматривать дело в дальнейшем, они направляют собранные материалы судье в трехдневный срок с даты его составления.

Получив пакет документов, судья рассматривает дело о правонарушении административного характера в течение не более двух месяцев. Продление срока судебного процесса возможно по уважительным причинам еще на один месяц.

Если дело передается должностными лицами, составившими протокол, на рассмотрение другому субъекту (не суду), срок проведения процесса сокращается до пятнадцати дней. Этот период также может продлеваться на один месяц при необходимости.

Правонарушителям и должностным лицам, составляющим протокол о совершении административного преступления по статье 19.

5 КоАП РФ, следует помнить, что давностный срок по указанной норме – не более трех месяцев с даты истечения периода исполнения требований предписания.

Если указанный период времени истек, привлечь виновного субъекта к ответственности за невыполнение предписания станет невозможно.

Требования актов императивного характера, составляемые должностными лицами исполнительных органов федеральной или местной власти, должны исполняться в установленные в документе сроки.

В противном случае правонарушителю грозит привлечение к ответственности по статье 19.

5 КоАП РФ, которая включает штрафные санкции, дисквалификацию и административное приостановление деятельности на трехмесячный срок.

Источник: https://FB.ru/article/456255/sroki-ispolneniya-predpisaniy-statya-koap-rf-nevyipolnenie-v-srok-zakonnogo-predpisaniya

Что такое предписание об устранении нарушений и обязательно ли отчитываться о проделанной работе?

Сроки устранения нарушений по предписанию

Если в ходе проверки организации были выявлены нарушения, проверяющий составляет предписание. Этот документ обязателен для исполнения, в противном случае санкции могут быть возложены не только на юридическое лицо, но и на его руководителей. Итак, как выполнить все требования и избежать дальнейших инспекций?

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/torgovlya/predpisanie-ob-ustranenii-narusheniy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.