Сроки возбуждения уголовного дела упк рф

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Сроки возбуждения уголовного дела упк рф

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.

4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Источник: http://stUPKRF.ru/144

Срок проверки по заявлению о преступлении. Статья 144 УПК РФ

Сроки возбуждения уголовного дела упк рф

После того как тот или иной человек обратился со своим заявлением о преступлении в полицию (по телефону, в письменном виде), у него всегда встает резонный вопрос: а что теперь делать и главное, сколько ждать? Когда сотрудники полиции примут решение о возбуждении уголовного дела? Обычно именно возбуждения уголовного дела желают заявители, в противном случае не было бы и смысла обращаться в полицию и со стороны последних будет абсолютной несправедливостью, если в возбуждении уголовного дела будет все-таки отказано.

В данный раз я раскрою только сторону о сроках проведения проверки по заявлению и почему они порой значительно растягиваются.

Согласно действующего Закона, а именно ч. 1 ст. 144 УПК РФ (выдержка:

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения….

Вроде бы все понятно, не позднее чем через 3 дня заявитель должен быть проинформирован о том, какое именно решение было принято по заявление. Однако на практике, практически любой оперативный дежурный в дежурной части отдельно взятого отдела полиции скажет заявителю, что решение можно будет ожидать через 10 дней.

И вот почему: согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ (выдержка):

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

А в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов так вовсе срок проверки может быть продлен до 30 суток.

Хорошо, вроде бы все легко и просто, а также понятно для большинства. Но вот только остается непонятным, почему же во многих случаях срок проверки не то чтобы за 10 или 30 суток выходит, а длится месяцами, порой и годами. Как такое возможно?

Ответ на самом деле достаточно прост.

Делопроизводство во многих отделах теперь уже полиции организовано таким образом, что материалы проверок поступают к непосредственному исполнителю не то чтобы немедленно, а день так на шестой-седьмой.

К примеру: 1 числа (в пятницу вечером) гражданин обратился с заявлением в полицию о том, что его обманул другой гражданин и похитили таким образом 10000 рублей. К заявлению приложил пару документов расписку и обязательство о возврате долга).

К моменту обращения с заявлением начальник уже покинул отдел полиции, заявление же для своего рассмотрения сотрудником полиции не требует срочного выезда следственно-оперативной группы (которая и так уже отрабатывает 3 кражи и один угон, совершенных также 1 числа), соответственно само заявление и приложения к нему убираются в специальную папочку для руководителя, ведь без его резолюции никто и ничего теперь уже делать не будет. А в понедельник, то есть 04 числа, в день когда фактически решение по заявлению уже должно быть принято, у начальника с самого утра большое совещание, соответственно к заветной папочке он смог добраться только к вечеру и хорошо еще если сразу же просмотрит ее содержимое и примет решение отписать материал (а после того как заявление зарегистрировано надлежащим образом, оно автоматически переходит в категорию «материал проверки») в службу участковых уполномоченных полиции.

Так как документооборот происходит через канцелярию, а к моменту окончания просмотра папки время уже стало за 18 часов, то фактически заявление от 1 числа попадет в канцелярию только утром 05 числа.

И вот материал проверки с утра 05 числа расписан по номенклатуре начальнику участковых уполномоченных полиции.

Только вот начальник с 04 на 05 число являлся ответственным и теперь у него законный выходной, но с утра 06 числа материал уже у него в руках и в соответствии с территориальным принципом распределения, на материале проверки появляется резолюция о поручении его рассмотрения участковому Иванову, который как раз 07 числа уже выйдет с больничного (ну не нагружать же всего из-за одного дня работой не по участку участкового Сидорова).

И вот участковый Иванов торжественно получил для исполнения материал проверки от 1 числа (опущу, что в этот день он также мог еще и заступить на дежурство, а на следующий отдыхать, после чего на работу явиться только в понедельник 11 числа) всего-навсего 7 числа.

И что самое интересное, материал-то в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ не продлевался надлежащим образом до 10 суток.

Ну да это не беда, участковый обязательно вынесет постановление о продлении срока проверки, при чем прошлым числом и все будет в порядке, а в качестве необходимости продления срока проверки укажет, что необходимо опросить по существу лицо, которое со слов заявителя совершило хищение денежных средств.

Вот и получается, что в срок 3 суток фактически невозможно принять никакого решения по одной простой причине, что его никто принять не может (не говоря уже о проведении всех необходимых мероприятий), так как материал перемещается из одного места в другое.

Лично я далеко не раз сам лично выносил постановления о продлении срока проверки по заявлению “задними” числами и видел много бегающих оперативников с аналогичными материалами, которые поступали не только на 6-7 день, а и на 11-12.

Вот, теперь надеюсь всем  стало понятным, почему по заявлениям невозможно принимать не то чтобы незамедлительно, а даже в трехсуточный срок.

Идем дальше: после того как работу по материалу проверки  стали все-таки проводить выясняется, что в полном объеме провести проверку даже в 10 суточный срок (я опускаю 30 суточный срок, так как там все аналогично), поскольку (продолжая тему заявления по мошенничеству) опросить виновное лицо не представилось возможным (к примеру выехал на рыбалку, вернется только через 2 недели). А при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по мошенничеству в настоящее время практически ни один прокурор не соглашается с принятыми решениями о возбуждении уголовных дел при отсутствии объяснения виновного лица.

А что же делать участковому Иванову?

Как я уже писал в посте: «Решения, принимаемые по заявлениям о преступлениях. Статья 145 УПК РФ.», выбор у него не богат.

В итоге, участковый либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо несет свой материал в отдел дознания или следствия с просьбой вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

А теперь внимание, сейчас последует ответ на самый главный вопрос о том, почему по заявлениям о преступлении проверки могут длиться месяцами и годами:

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурор вправе отменять незаконные или необоснованные решения дознавателя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, начальник следственного органа вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя.

В соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ, прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела и направить материалы проверки должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

В соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, прокурор может признать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или руководителем следственного органа незаконным.

Таким образом, после принятия решения по заявлению в срок, установленный ст.

144 УПК РФ еще имеется вероятность того, что принятое решение не будет являться окончательным и материал проверки будет возвращен обратно исполнителю (и не факт, что он поступит к нему на исполнение в тот же день, ведь после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела/проверки прокурором/переездами между канцеляриями может пройти не одна неделя).

А кто сказал, что со второго/третьего/четвертого раза участковый Иванов в полном объеме наработает материал и в итоге примет единственно верное решение с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального права?

Максимально допустимое количество принятия решений нигде не прописано. Вот и ответ, почему сроки порой очень затягиваются. Конечно заявитель должен информироваться о всех принимаемых решениях, но на практике это выполняется далеко не всегда.

Из практики:
я сам неоднократно по просьбе тех или иных работников принимал не доработанные материалы проверок (по которым невозможно было ни возбудить уголовное дело, ни отказать в его возбуждении из-за нехватки очень существенных документов или объяснений), выносил по ним постановления о возбуждении уголовных дел (либо об отказе), сам же от имени прокурора (в последнее время из-за изменившихся требований в статистике, в особенности если в последующем планируется возбуждать уголовное дело, вариант через прокурора был исключен) или руководителя следственного органа печатал постановления об отмене своего же решения, подписывал и возвращал исполнителю. Никуда не денешься, порой бывали и объективные причины, по которым невозможно в полном объеме было отработать материал.

Документы:
УПК РФ скачать. 
 

Источник: https://svbeloglazov.ru/ugolovnii-process/srok-proverki-po-zayavleyiuo-prestuplenii-statiya-144-upk-rf/

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Сроки возбуждения уголовного дела упк рф

Ст. 144 УПК РФ упорядочивает уголовно-процессуальные отношения в сфере информации о преступлениях – об организации и проведении проверочных мероприятий по поступившим в компетентный правоохранительный орган сведениям о криминальном происшествии.

Правовое регулирование этапа предварительной проверки имеет важное значение. От результатов проведённых мероприятий, их соответствия требованиям закона зависит как решение вопроса о дальнейшем уголовном преследовании, так и использование фактических данных (доказательств), полученных в ходе такой проверки.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

статьи

Рассматриваемой статьёй определены максимальная продолжительность проведения доследственных проверок по времени, компетенция представителей власти, права и обязанности участников проверочных мероприятий, иные существенные моменты.

В обязанность должностным лицам, проводящим проверку, вменяется:

  1. Приём информации о совершённом, совершаемом или планируемом преступлении, осуществление комплекса мероприятий по установлению её достоверности.
  2. Определение дальнейшей судьбы сообщения на основе полученных результатов.
  3. Разъяснение участникам проводимых проверочных мероприятий их правого статуса, обеспечение возможности реализации их прав.
  4. Разъяснение участникам процессуальных действий необходимости неразглашения данных, ставших известными им в связи с привлечением к проведению проверки.
  5. Обеспечение анонимности участника путём применения предусмотренных законом мер безопасности.

Отказ в приёме сведений о преступных посягательствах, другие нарушения, допущенные властным субъектом при исполнении возложенных на него обязанностей, могут быть обжалованы в надзорные органы или суд. Если действия или бездействие будут признаны неправомерными, такой субъект несёт ответственность в рамках трудового или иного отраслевого законодательства.

Регламентированный порядок рассмотрения сообщения о преступлении наделяет представителей государства, осуществляющих проверку, следующими правами:

  • поручать проведение оперативно-розыскных мероприятий правомочным оперативным аппаратам;
  • решать вопросы, связанные с проведением необходимых экспертных исследований;
  • получать письменные пояснения от лиц, располагающих необходимыми сведениями;
  • получать в достаточном количестве образцы (почерка, папиллярного узора пальцев рук и др.), требуемые для проведения результативных сравнительных исследований;
  • запрашивать предоставление предметов и документальных свидетельств, изымать их;
  • проводить осмотр места события и других объектов, освидетельствование;
  • организовывать изучение интересующих объектов и документации узконаправленными специалистами, обладающими необходимыми познаниями.

Перечисленные выше права позволяют государственным органам проводить полноценную и качественную оценку достоверности информации о преступлении, квалифицированно принимать решение по итогам проверки.

Ст. 144 (ч. 1) УПК РФ также определяет основные правомочия лиц, привлекаемых к процедуре рассмотрения сообщений:

  • отказываться предоставлять дискредитирующую самого себя информацию, а также подобного рода сведения о близких родственниках;
  • прибегать к услугам квалифицированного консультанта в области юриспруденции (адвоката);
  • обжаловать проверочную деятельность должностного лица;
  • поднимать вопрос об обеспечении анонимности их участия и применении иных мер безопасности.

Обстоятельства и правовой статус участника влияют на объём его прав. В зависимости от ситуации он может дополняться (например, предоставлением эксперту права запрашивать недостающие образцы для исследования).

В завершение часть 1 статьи 144 УПК РФ допускает вероятность дальнейшего использования материалов, собранных в ходе проверочной деятельности, в качестве средств доказывания. Необходимым условием при этом названо соблюдение требований допустимости и достоверности.

Вторая часть нормы регулирует ситуации, когда о преступном деянии становится известно из средств массовой коммуникации (информации). В этом случае руководство издательства (иного СМИ) обязано передать представителям власти все документальные и иные свидетельства, послужившие основанием для опубликования материала.

Кроме того, проверяющий орган вправе потребовать предоставления информации о лице, обратившемся в СМИ с соответствующими сведениями, если только это лицо не ставило условия сохранения своей анонимности.

Рассматриваемой статьёй предписаны предельно допустимые сроки возбуждения уголовного дела или определения иной судьбы проверочных материалов:

  • 3 дня – общая продолжительность;
  • 10 суток – продлённый срок при подтверждённой необходимости;
  • 30 суток – предельный временной промежуток в наиболее сложных ситуациях, указанных в тексте статьи.

Пролонгация сроков производится исключительно указанными в правовой норме руководящими субъектами и прокурором на основании подтверждённого фактами письменного рапорта проверяющего лица.

Отдельно закреплена обязанность представителей власти подтверждать факт приёма обращения, содержащего данные о преступлении, путём выдачи обратившемуся лицу надлежащих документальных свидетельств.

Особые правила предварительной проверки рассматриваются в заключительных частях ст. 144 УПК РФ:

  1. Если обращение содержит информацию по делу так называемого частного обвинения, оно передаётся по подсудности и рассматривается в порядке, регламентированном отдельными уголовно-процессуальными правилами.
  2. Реагирование по специально оговорённым нарушениям в налоговой и страховой сферах осуществляется с обязательным учётом мнения соответствующих налоговых органов или территориальных органов страховщика. В таких случаях предполагается увеличенная (до 30 дней) продолжительность проверки.

Если неизвестна личность виновника злодеяния, являющегося предметом судебного разбирательства по делу частного обвинения, либо потерпевший не способен (по причине несовершеннолетия, недееспособности и др.) отстаивать свои интересы, проверочные процедуры проводятся по общим правилам рассматриваемой статьи.

Основной алгоритм проверки

Процессы приёма поступающей информации о криминальных событиях и реализации мероприятий по оценке её достоверности, будучи предметом уголовно-процессуальной регламентации, детализируются и конкретизируются в других отраслевых законах, подзаконных правилах и инструкциях:

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-144-upk-rf

Уголовный процесс по УПК РФ: основные стадии, особенности

Сроки возбуждения уголовного дела упк рф

Человек, совершивший преступление, должен быть наказан. В то же время несправедливо осужденного гражданина необходимо оправдать, сняв все обвинения. Степень вины нарушителя определяется в суде.

Чтобы безошибочно вынести наказание, судья учитывает результаты работы следственных органов, тщательно изучает доказательства и обстоятельства дела.

Ниже мы рассмотрим стадии уголовного процесса согласно УПК РФ.

Стадии уголовного процесса

Чтобы призвать преступника к ответственности, необходимо доказать его вину. Сбором доказательств занимается следственная группа, изучающая обстоятельства каждого дела. Сам уголовный процесс состоит из ряда этапов, каждый из которых может повлиять на жизнь подсудимого.

Основными стадиями уголовного судопроизводства являются:

  1. Возбуждение уголовного дела.
  2. Проведение предварительного расследования.
  3. Подготовка к судебному процессу.
  4. Суд.
  5. Исполнение приговора.

Если подсудимый не согласен с решением суда, он может обжаловать его. Кроме того, судопроизводство может возобновиться при появлении новых обстоятельств дела.

Процесс рассмотрения каждого уголовного дела можно условно разделить на два этапа:

  1. Досудебный. Следственная группа проводит необходимые проверки. Собираются улики, изучаются обстоятельства дела. Готовится доказательная база.
  2. Судебный. Это основной этап. Он начинается с подачи документов в судебную инстанцию. Суд изучает материалы дела, заслушивает показания сторон и свидетелей. Далее выносится вердикт на основании положений действующего законодательства.

Возбуждение уголовного процесса

Это первый и самый важный этап досудебного разбирательства. Задача следователя – установить факт преступления. Если же доказательств недостаточно, то невиновный человек должен быть оправдан. Для этого выявляются обстоятельства, исключающие совершение преступления.

Существует два варианта завершения данного этапа:

  1. Возбуждение судопроизводства. Если в ходе проверки были найдены неопровержимые доказательства совершения преступления, следствие продолжается. В итоге собранные материалы передаются в суд.
  2. Отказ от возбуждения уголовного дела. При недостатке улик дальнейшие действия считаются нецелесообразными.

Получив сообщение о преступлении, правоохранители должны действовать в соответствии со статьей 144 УПК РФ. Решение по делу принимается в течение 3 суток с момента подачи заявления. В исключительных случаях данный срок может быть продлен до 30 суток. Например, затянуть процесс могут судебные проверки, экспертизы и прочие процедуры, требующие дополнительного времени.

Как проводится предварительное расследование

Если информация о совершении преступления подтвердилась, следователи и дознаватели должны выполнить соответствующие проверки. Они преследуют такие цели:

  • определение виновных;
  • восстановление порядка событий преступления;
  • подготовка документов для суда.

В ходе предварительного расследования следователи и дознаватели руководствуются статьей 150 УПК РФ. В зависимости от обстоятельств дела применяются различные статьи УК РФ.

Продолжительность предварительного следствия составляет не более двух месяцев. Это указано в статье 162 УПК РФ. Возможны следующие результаты работы следственной группы:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Составляется обвинительное заключение.
  2. Уголовное дело закрывается ввиду отсутствия доказательств.
  3. Документы направляются в суд для назначения принудительного лечения одному из фигурантов дела. Подобные меры предпринимаются крайне редко.

Этапы судебного процесса

Суд – ключевой этап уголовного процесса. Именно судья определяет дальнейшую судьбу подсудимого, руководствуясь рядом законодательных норм. Объективность приговора зависит от следующих факторов:

  • качество работы следователей;
  • непредвзятость судьи;
  • правильный анализ улик и обстоятельств дела;
  • умение вынести правильный приговор при обвинении по нескольким статьям.

Рассмотрение уголовных дел в суде предполагает несколько стадий.

Подготовка

Этот этап предполагает следующие действия:

  1. Судья открывает заседание, объявив, что дело должно быть рассмотрено в обязательном порядке.
  2. Секретарь суда оглашает список присутствующих. Также он обязан назвать тех лиц, которые не явились на заседание.
  3. Свидетели удаляются из зала суда. Впоследствии их приглашают по одному для дачи показаний. Задача пристава – проследить за тем, чтобы свидетели не разговаривали друг с другом.
  4. Судья устанавливает личность обвиняемого.
  5. Объявляются все участники процесса, им разъясняют права и возможность заявить отвод.
  6. Судья спрашивает у участников о наличии других свидетелей или специалистов, чьи показания могут повлиять на ход дела.
  7. Дается слово каждому из участников. По просьбе одной из сторон слушание можно перенести на другое время.

Судебное следствие

На этой стадии стороны могут заявить о своих позициях по делу, предъявив доказательства. Они вправе пригласить очевидцев для дачи показаний. Судья обязан предупредить участников процесса об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Свидетелей вызывают по одному. После допроса каждый из них может остаться в зале суда. Первым допрашивают подсудимого. Судья вправе отклонить все вопросы, не касающиеся дела или подталкивающие гражданина к определенному ответу.

Граждане в возрасте до 18 лет допрашиваются с участием законного представителя. Им является родитель, опекун или попечитель.

Прения сторон

Каждому участнику процесса дается слово для подтверждения ранее сделанных заявлений. На этом этапе адвокат подсудимого может потребовать переквалификации обвинения. Для этого потребуются веские доказательства.

Далее каждая из сторон аргументирует свою позицию. Проводится анализ доказательной базы. На этом этапе возможно предоставление новых улик. Один из адвокатов вправе заявить о нарушениях прав своего подзащитного. Выслушав всех желающих, судья удаляется для принятия окончательного решения.

Приговор

Судебное постановление выносится в комнате совещаний. Оглашение приговора происходит в зале судебного заседания. Все присутствующие при этом поднимаются с мест. В случае оправдательного приговора, все обвинения с подсудимого снимаются. С этого момента он свободен. Если же решение будет не в пользу обвиняемого, он направляется следственный изолятор, ожидая дальнейшего распределения.

Мировое соглашение в уголовном деле

Речь идет о примирительном действии, цель которого – соблюдение интересов обоих участников судебного процесса. Если было заведено уголовное дело, то имеет место преступление. Поэтому мирового соглашения в суде добиться вряд ли удастся. При наличии улик виновный понесет наказание по всей строгости закона.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/ugolovnyj-process-po-upk/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.