Стандарт закупочной деятельности по 223 фз фас

Стандарт осуществления закупочной деятельности – ФАС

Стандарт закупочной деятельности по 223 фз фас

Стандарт осуществления закупочной деятельности (далее — Стандарт), — это  общие рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

В некоторых случаях ФАС восполняются пробелы правового регулирования, выявленные на практике. Общее направление рекомендаций:

  • повышение конкурентности при закупках;
  • более подробная и открытая регламентация всей процедуры.

Можно сказать, что издание Стандарта дало толчок к сближению закупок по закону № 223-ФЗ с системой заключения контрактов, установленной законом «О контрактной системе в сфере закупок …» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), которое мы видим в последние годы.

Издание Стандарта во многом было обусловлено проблемами эффективности закупок по закону №223-ФЗ (подробнее об этом – в нашем материале Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)), 

Ниже мы рассмотрим основные предложения ФАС, адресованные организаторам закупок. 

Рекомендации по регламентации и открытости закупочной деятельности

В отношении планирования закупочной деятельности было рекомендовано следующее:

  1. При установлении сроков и порядка подготовки план закупки должен предусматривать внесение изменений до размещения извещения о проведении закупки.
  2. Описание предмета закупки необходимо определить в минимальном объеме, позволяющем оценить потребности заказчика (на практике нередко возникают споры, вытекающие из выставления заказчиком избыточных требований при описании предмета закупки). Подробные рекомендации содержатся в п. 2 раздела II Стандарта.

Кроме того, ФАС предлагает ввести более подробную (с установлением сроков) регламентацию:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • порядка заключения договора с победителем закупки в целях своевременного выявления уклонения от заключения договора;
  • порядка заключения договора со следующим участником в случае уклонения или отказа победителя торгов от заключения договора.

Обратите внимание! Детальной регламентации не содержит и действующая редакция закона № 223-ФЗ. Порядок заключения договора регламентируется положением о закупке заказчика.

В целях большей открытости и доступности информации о закупочной деятельности ФАС предлагает:

  • размещать информацию как можно шире, не только в Единой информационной системе (ЕИС), но и на сайте заказчика, а также на других сайтах;
  • публиковать не только необходимый минимум документов, но и дополнительную информацию (локальные нормативные акты, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистику).

В настоящее время данные положения остались правом, а не обязанностью заказчика (см. п.п. 6, 7 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Предложение по централизации закупочной деятельности 

Антимонопольная служба предлагает 2 варианта централизации закупочной деятельности:

  1. Передачу функции проведения закупочных процедур для нескольких лиц одному уполномоченному лицу (в крупных структурах — подразделению). При этом могут быть переданы полномочия:
    • по размещению информации и проведению процедуры закупки в целях определения победителя;
    • по проведению полного цикла закупки, включая заключение договора.
  2. Проведение консолидированных закупок в соответствии с соглашением нескольких лиц, определяющим соответствующий порядок.

Обратите внимание! Документы, регламентирующие взаимодействие и передачу полномочий, должны быть опубликованы заблаговременно.

Поручение проведения процедур отдельным лицам, по мнению ФАС, должно способствовать повышению профессионализма в этой сфере.

В настоящее время проводить или нет консолидированные закупки решают сами заказчики. Правила проведения таких торгов закрепляют в своих положениях о закупках (см., например, раздел 21 Положения ВЭБ.РФ).

На законодательном уровне централизация выразилась лишь в возможности организаций, осуществляющих полномочия учредителя учреждения или собственника имущества унитарного предприятия разрабатывать обязательные для использования типовые положения о закупке (п.п. 2.1 – 2.7 ст. 2 закона № 223-ФЗ).   

Создание условий для конкуренции 

В целях предотвращения антиконкурентных действий ФАС предлагает организаторам закупки:

  1. Устанавливать в локальных нормативных актах запрет на взаимодействие и передачу информации о ходе закупки, поступивших предложениях, принятых решениях кому-либо из участников (за исключением сведений, подлежащих открытому размещению).
  2. Принимать меры по предотвращению конфликта интересов путем:
    • обязания сотрудников заказчика заявлять о таком конфликте (т. е. о наличии каких-либо личных связей с экспертами, участниками);
    • включения в требования к участникам закупки декларации об отсутствии конфликта интересов.
  3. Обеспечивать независимость оператора электронной площадки от заказчика. 

Обратите внимание! Данные положения не нашли отражения в законе № 223-ФЗ, их заказчики прописывают в своих положениях о закупках.

Предотвращение злоупотреблений со стороны участников закупки 

В этой сфере с учетом обширной правоприменительной практики ФАС предлагает применять следующие меры:

  1. Установление обеспечения заявки на участие в закупке (как правило, это задаток или независимая гарантия). При этом должны быть регламентированы:
    • размер обеспечения (сопоставимый с предметом закупки и максимальной ценой);
    • форма обеспечения (без ограничения конкуренции, в том числе в сфере банковских услуг, — имеется в виду установление перечня банков, которыми может быть предоставлена гарантия);
    • условия его предоставления, возврата и удержания (случаи и порядок удержания);
    • срок (разумный, не превышающий срок проведения закупки).
  2. Введение обеспечения исполнения обязательств по заключенному договору. Здесь применимы все рекомендации, указанные для обеспечения заявки. Также нужно учитывать, что:
    • Можно конкретизировать требование о надежности обеспечения (уровень рейтинга банка, присутствие на рынке в течение определенного числа лет и т. д.). Но если требованию будет соответствовать, например, только один банк или оно не является разумно обоснованным (не подтверждает надежность), то оно может быть признано антиконкурентным.
    • Разумным будет считаться срок обеспечения, включающий гарантийный срок по договору.
  3. Повышение разработанности условий договоров в части порядка приемки исполнения, а также случаев и порядка взыскания неустойки.

Рекомендации, данные в последнем абзаце п. 2 раздела VI Стандарта касательно уменьшения размера обеспечения, замены одного обеспечения другим, на наш взгляд, не являются универсальными.

Важно! В действующей редакции закона № 223-ФЗ установлен размер договора (5 млн руб.) при превышении которого заказчик имеет установить обеспечение заявки до 5% начальной цены договора (п. 27 ст. 32 закона № 223-ФЗ).

Сближение с законом № 44-ФЗ 

Применение закона № 223-ФЗ показало, что свобода в установлении способов и порядка закупки чревата высоким уровнем антиконкурентных действий на всех этапах закупки, в отличие от контрактов, заключаемых по более жестким требованиям закона № 44-ФЗ.

В тексте Стандарта можно отметить следующие явные отсылки к закону № 44-ФЗ:

  1. Предложение о введении антидемпинговых мер при заключении договоров (аналогия со ст. 37 закона № 44-ФЗ) — п. 4 раздела VI Стандарта.
  2. Рекомендация об использовании методов, утвержденных приказом МЭР от 02.10.2013 № 567, в соответствии с законом № 44-ФЗ, для установления методики расчета начальной цены договора — п. 1 раздела VII Стандарта.
  3. Рекомендации об установлении балльной системы оценки соответствия установленным критериям заявок участников (можно сравнить с системой, установленной на основе постановления Правительства от 28.11.2013 № 1085) — п. 5 раздела VII Стандарта.

Обратите внимание! Эти положения на настоящий момент не нашли отражения в законе № 223-ФЗ 

Ограничение неконкурентных способов закупки 

Основным объектом критики закона № 223-ФЗ была предоставляемая им свобода усмотрения заказчику в вопросе выбора способа закупки. ФАС предложила заказчикам устанавливать:

  • исчерпывающий перечень закупок;
  • критерии выбора заказчиком способа закупки;
  • требование о наличии обязательного обоснования необходимости заключения договора с единственным поставщиком;
  • корректные требования к участникам закупки и порядок оценки заявок.

В действующей редакции закона № 223-ФЗ в ст. 3.6 закреплено, что заказчики должны прописать в своих положениях о закупках исчерпывающий перечень случаев оформления договора с единственным поставщиком.

Суды считают целесообразной закупку у едпоставщика (п. 9 Обзора судебной практики, утв. ВС РФ 16.05.2018), когда:

  • рынок приобретаемых работ, товаров, услуг имеет низкую конкуренцию;
  • проведение торгов нецелесообразно (например, при ликвидации последствий стихийных бедствий, ЧС и т.п.);
  • торги признаны несостоявшимися.

 Отсутствие обоснования целесообразности оформления договора с едпоставщиком может стать основанием для расторжения договора.

При этом критерии выбора и соответствие им способов закупки предложены антимонопольным органом:

  1. При наличии функционирующего рынка и возможности сравнения по ценам — аукцион.
  2. При закупке технически сложных объектов или заказе сложных работ с предъявлением особых требований к качеству — конкурс.
  3. Для обеспечения неотложных нужд, при небольшой сумме договора — запрос предложений (котировок).

Закон № 223-ФЗ делит процедуры на конкурентные и неконкурентные. Перечисляет различные виды конкурентных закупок, однако не приводит критериев выбора того или иного вида.

***

Таким образом, Стандарт ФАС, несмотря на отсутствие в нем обязательных к применению норм, задает направление развития практики закупочной деятельности в сторону повышения открытости и гласности закупочных процедур, обеспечения конкуренции при определении победителя закупки в максимальном числе случаев, устранения нерыночных механизмов ценообразования при закупке.

Источник: https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/standart_osuwestvleniya_zakupochnoj_deyatelnosti_fas/

Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию

Стандарт закупочной деятельности по 223 фз фас

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ регулирует отношения в сфере госзакупок так же, как и 44-ФЗ.

Но если 44-ФЗ действует там, где заказчики на 100% относятся к государственному или муниципальному сектору, то 223-ФЗ — закон для заказчиков с определённой долей (от 50%) участия государства, региона или муниципального образования.

Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам.

223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках.

Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.

Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок.

С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию.

Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.

Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ

Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще.

Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках.

Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

  1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
  2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
  3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
  4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
  5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

Основные принципы закупок по 223-ФЗ

Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

Принципы закупок:

  1. Информационная открытость.
  2. Равные для участников требования и условия закупки.
  3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
  4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
  5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
  6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
  7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

  • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
  • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
  • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
  • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
  • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
  • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
  • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
  • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

Требования к участникам закупок

223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
  • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
  • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

В положении и документации о закупке должны быть отражены:

  • требования непосредственно к участникам;
  • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
  • требования к условиям исполнения договора (контракта);
  • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

  1. Регистрация на территории РФ.
  2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
  3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
  4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
  6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
  7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
  8. Наличие определённой материально-технической базы.
  9. Требования к деловой репутации.
  10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
  11. Наличие опыта определённой деятельности.
  12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
  13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать:

  • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
  • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
  • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
  • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
  • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

Как контролируют закупки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов:https://iitrust.ru/articles/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/iitrust/glavnoe-o-zakupkah-po-223fz-polojeniia-osobennosti-i-trebovaniia-k-uchastiiu-5f1977087461176a85256c41

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.