Статус ребенка оставшегося без попечения родителей

Дети оставшиеся без попечения родителей: кто это и чем отличаются от детей-сирот, как их устраивают и какие права они имеют

Статус ребенка оставшегося без попечения родителей

Когда у ребенка нет родителей, он попадает в сложные ситуации, решать которые необходимо собственными силами, помогать ему некому. Что касается поддержки и участия взрослых, то они чисто формальные либо отсутствуют вовсе.

Вопрос касается не только тех, чьи родители умерли, а также лишены родительских прав, они признаны пропавшими без вести либо недееспособными, пребывание в заключении. Учитывая актуальность проблемы, нужно разобраться в том, на что могут рассчитывать дети, каким привилегиями и правами они владеют по закону.

Отличие сирот от детей которые не имеют опеки родителей

Нужно понять терминологию, используемую в законодательстве.

Основные отличия:

  1. Сироты – это такие дети, которые не достигли совершеннолетия, остались без одного либо обоих родителей по причине смертельного исхода.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей – к ним относятся те, кому не исполнилось восемнадцати лет. Именно они лишились опекунства на фоне отсутствия родительских прав, недееспособности, гибели, пребывания в тюрьме.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, испытывает непередаваемую боль и травму нервного типа. Это плохое, а иногда ужасное обращение в собственной семье, что подкрепляется отрицательным жизненным опытом, а также факт разрыва семейных уз.

Вынужденная разлука с собственными родителями воспринимается так, будто они умерли. К таким детям нужен особый подход, поддержка, важно показать им правильную модель отношений в семье, обществе.

Желательно, чтобы дети без попечения родителей обрели хорошего, надежного наставника, настоящего друга, который поделится жизненным опытом, мудростью и знаниями.

Дети, принадлежащие к представленной категории, страдают от нарушений эмоционального фона. Они имеют множество комплексов, ряд негативных переживаний. Проявляется повышенный уровень агрессии, тревожности, нервозности, им сложно общаться с людьми.

Важно! Ребенок-сирота и ребенок без родительского попечения, который находится в интернате, зачастую не имеет никаких жизненных навыков.

Основные обязательства органов опеки

Ответственность по содержанию сирот принадлежит конкретным органам, а именно опеки и попечительства. В их задачу входить их устройство в семью или же государственную организацию характерного типа. Относительно участия властей, то они стремятся защищать их права, создать достойный уровень жизни и развития в обществе.

Согласно Семейному Кодексу, перед отмеченными органами ставится задача обеспечить достойное определение ребенка на протяжении одного месяца с даты определения факта потери попечительства родителей.

Если отсутствует возможность устроить в семью, органы перенаправляют информацию о нем в отдел исполнительной власти РФ, чтобы поставить на учет в банке данных о детях, которые лишились попечения родителей.

Относительно банковского учреждения регионального типа, то это некая часть государственного банка, где содержится информация о детях без попечения родителей, которые живут на территории России, а также они не определены в семью для воспитания. Кроме этого, фиксируется и документируется вся информация, касающаяся граждан, обратившихся в банк, чтобы взять детей в собственную семью.

Специфика определения детей

Учитывая постановление СК РФ, а именно ст. 123, различается несколько вариантов устройства нуждающихся детей без родителей. Разновидности определения семейной формы: опека, попечительство, процедура удочерения или же усыновления, а также приемные семьи.

Сирот, которым еще не исполнилось восемнадцати лет пристраивают в приемные семьи либо соответствующие учреждения: детские дома, реабилитационные центры, интернаты. Их обеспечением занимается государство.

Внимание! Статья 155 СК РФ гласит, что детей можно устраивать в те, коммерческие заведения, если их функционирование не идет вразрез современному закону, а также правам подопечных.

Есть возможность устроить детей, не достигших 18 лет, в государственные организации специализированного типа для временного, постоянного проживания:

  • относительно первого метода, то он касается тех отпрысков, чьи родители не способны ухаживать и обеспечивать их по причине недееспособности, продолжительной командировки, однако права родителей обязательно сохраняются;
  • что касается второго способа, его применяют только к сиротам.

Функциональные возможности:

  • определение ребенка в профильное заведение;
  • контроль деятельности, оценивание уровня осуществляемого воспитательного процесса, лечения и содержания, воспитания.

Следует уяснить тот факт, что подопечные пребывают под тотальным надзором и защитой вплоть до восемнадцатилетнего возраста.

На что могут рассчитывать такие дети

Любой ребенок может получить полноценное образование. Эта та гарантия, которую предоставляет именно государство. Что касается среднего образования, то его поучают совершенно бесплатно, правило касается всех, несмотря на наличие привилегий и льгот. Относительно профессионального обучения, то его обеспечивают на привилегированных условиях.

Важно! Оканчивая школу, сиротам предоставляется уникальная и ценная возможность стать участником бесплатных подготовительных курсов, чтобы поступить в университет. Образование получается на бюджетной основе.

Особого внимания заслуживает право на медицинскую помощь и трудоустройство. Дети, которые лишились опеки, могут бесплатно получать медикаменты и пользоваться услугами врачей. Что касается хирургического вмешательства, подобные манипуляции оплачиваются из государственного бюджета.

При наличии определенных показаний, есть возможность посещать санатории, детские лагеря и курорты.

После получения профильного образования, желательно обратиться в центр занятости, чтобы начать получение достойного уровня заработной платы в течение шести месяцев.

Жилищные права регламентируются законодательством в строгом порядке. Обеспечивается учет и стопроцентная сохранность и помещений, где прописан ребенок на момент утраты родителей.

Если было недвижимое имущество, то право на владение им строго сберегается.

Если же нет собственного жилища, нужно воспользоваться обязательным правом на его получение за государственный счет вне очереди. Подобное помещение необходимо оформить в соответствии с договором о социальном найме на пятилетний срок.

В это время строго запрещено принимать решения на счет имущества по собственному желанию: сдавать арендодателям, продавать, отдавать в пользование посторонним личностям. Через указанный промежуток времени можно делать переоформление собственности. Имеются льготы в оплате коммунальных, предоставляются субсидии.

Заключение

Таким образом, представленная категория граждан РФ имеет ряд привилегий, льгот, которые предоставляется со стороны государства. Абсолютно все действия направлены на достойное развитие, воспитание порядочного члена общества.

За органами опеки сохраняется строгая обязанность наблюдать за судьбой, жизнью подопечного, чтобы своевременно оказать помощь.

Источник: https://101jurist.com/semejnyj-kodeks/usynovlenie/kto-takie-deti-ostavshiesya-bez-popecheniya-roditelej-ih-prava-i-privilegii.html

Правовые нормы: как быть, если дети остались без родителей или опеки

Статус ребенка оставшегося без попечения родителей

Усыновление (удочерение) представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей, поэтому усыновление является приоритетной формой устройства ребенка — он получает те же права и обязанности, что и кровный, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Этим усыновление отличается от установления опеки над ребенком, решение о которой принимается органами опеки и попечительства.

Могут быть усыновлены дети-сироты и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав.

Опека (попечительство)

Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками над ребенком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или погибли. Опека может быть установлена над ребенком в возрасте до 14 лет, а попечительство устанавливается над подростками в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. В случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребенка.

По результатам исследования лаборатории социального сиротства НИИ детства РДФ, которое проводилось в течение ряда лет в разных регионах России, чаще всего опекунами становились бабушки — в 88% случаев. В 12% случаев ими становились дедушки, а посторонних среди опекунов было не более 2%.

Опекун назначается органами опеки и попечительства, которыми по совместительству являются органы местного самоуправления. Их полномочия определяются их уставами.

Решение выносит глава городской или районной, включая районы городов, администрации по месту жительства опекуна. Относительно попечителей применяется та же процедура.

Обычно опекунами и попечителями назначаются родственники будущего подопечного, а если они отсутствуют, то назначаются лица по выбору соответствующих органов.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Предварительная опека (попечительство)

Если несовершеннолетнему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, и его помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нецелесообразно, соответствующие органы вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.

Чтобы своевременно установить предварительную опеку или попечительство, соответствующий орган обращается с предложениями об установлении их к гражданам, выразившим желание быть опекунами или попечителями и состоящим на учете.

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке.

При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.

Международный порядок

Если желающие усыновить (взять под опеку) ребенка проживают в странах СНГ, в силу вступает международный порядок усыновления.

Процедура такого усыновления регламентируется статьями 124, 165 Семейного кодекса РФ, главой 29 ГПК РФ, Федеральным законом “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей” (от 16 апреля 2001 года), другими актами.

В первую очередь, прорабатывается возможность передать детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих в стране, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства

Усыновление в другой стране рассматривается в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Источник: https://ria.ru/20130112/917854464.html

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статус ребенка оставшегося без попечения родителей


Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь.

Статья 1 Конвенции ООН гласит, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [1].

Конвенция считает ребенка как самостоятельного субъекта права человека и гражданина. Речь идет о следующих правах:

‒ неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие;

‒ право знать своих родителей и право на их заботу;

‒ право ребенка быть вместе с родителями, за исключением того, когда органы, на которых возложены полномочия, согласно судебному решению, определяют, что разъединение несовершеннолетнего с родителями необходимо в интересах ребенка.

Такое решение возможно, например, когда родители уклоняются или не исполняют родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, установлено жестокое обращение с ребенком, отказываются забрать своего ребенка из родильного отделения, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией и т. д.;

‒ обеспечить ребенку, который может выразить свои собственные взгляды, на вопросы, затрагивающие его права, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью несовершеннолетнему, в частности, представляется возможность выразить свое мнение в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка;

‒ признание принципа солидарной ответственности обоих родителей за воспитание, содержание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы;

‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет право на особую защиту прав и интересов со стороны государства.

Поддержка материнства и детства является одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики.

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена система стратегических приоритетов, целей и мер для обеспечения решения наиболее актуальных проблем детства показала положительные результаты и нашла свое продолжение — в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года 2018–2027 годы объявлены Десятилетием детства [2]. За пять лет действующей ранее стратегии снизилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по всей России.

Это говорит о том, что социальными службами и учреждениями на ранних этапах выявления неблагополучных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, активно проводилась индивидуальная профилактическая работа с семьей, социальный патронаж семей с детьми, направленный на реабилитацию ребенка и семьи в целом.

Но не всегда работа с семьей, организация социальной поддержки семей с детьми в целях предупреждения семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и жестокого обращения с ребенком позволяет сохранить кровную семью и ребенка в ней.

В связи с тем, что проблемы сиротства, детской беспризорности, социального сиротства — чьи родители живы, но не заботятся о своих детях, остаются глобальными, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрело общегосударственные масштабы.

Дети, чьи родители ограничены (лишены) родительских прав, или же в силу других причин вынуждены покинуть семью, пополняют ряды беспризорников, предрасположены к противоправным действиям.

Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел и др.

), обязаны выявлять таких несовершеннолетних и устраивать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов системы профилактики после совершения преступлений, административных правонарушений и других аморальных действий.

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.

Правовой статус детей-сирот — это достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса — возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности.

Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично.

Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, опекунах, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). В Гражданском кодексе РФ дополнительно выделяется понятие «малолетний» — несовершеннолетний, достигший 14 лет.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» понятие «несовершеннолетний гражданин» трактуется как «не полностью дееспособный гражданин» [4].

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разделяет несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на две категории:

1) дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по одной из следующих причин:

‒ в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

‒ ограничением родителей в родительских правах;

‒ признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;

‒ объявлением родителей умершими;

‒ отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

‒ отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений [5].

Этот перечень причин также может быть расширен иными случаями признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Анализируя действующее законодательство при определении статуса ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, считаю необходимым реформировать статью 73 Семейного кодекса РФ, с целью повышения актуальности института ограничения родительских прав.

Источник: https://moluch.ru/archive/204/49970/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.