Статус сироты закон

Содержание

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Статус сироты закон

31.05.2019

Семейным кодексом закреплена обязанность родителей (в том числе, проживающих отдельно) принимать полноценное участие в жизни, воспитании и денежном содержании ребенка. Но на кого переходят эти обязательства, если ребенок — сирота или лишен попечения родителей. В таком случае обеспечением прав сирот занимаются назначенные опекуны/попечители и государство.

Кто такие сироты

Закон РФ о правах детей-сирот определяет, кто будет относиться к этой категории лиц. Так, принято различать две формы льготников этой сферы:

  • дети-сироты, то есть лица, родители (единственный родитель) которых умер или признан умершим в судебном порядке;
  • ребенок, оставшийся без попечения родителей (ситуации, когда родитель жив, но не может или не хочет участвовать в жизни своих детей).

Лишение родительской опеки происходит на следующих основаниях:

  • вступление в законную силу судебного решения о признании родителя безвестно пропавшим;
  • лишение родительских прав (допускается восстановление материнства/отцовства в будущем);
  • недееспособность родителя или наличие заболевания, не позволяющего полноценно участвовать в жизни ребенка;
  • добровольный отказ матери/отца от своих родительских прав;
  • в отношении родителя ведется досудебное разбирательство по уголовному делу;
  • мать/отец находятся в местах лишения свободы за совершение умышленного преступления.

Статья 155.3 Семейного кодекса РФ «Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кроме государственных преференций, льготники могут рассчитывать на региональные привилегии, действующие в рамках конкретного субъекта Федерации.

Образовательные

Права в сфере образования детей-сирот включают следующие виды социальной поддержки:

  • бесплатное обучение на всех уровнях, но только в государственных учреждениях (компенсация затрат осуществляется из государственного бюджета);
  • посещение специальных курсов подготовки для вступления в высшие учебные заведения на безвозмездной основе;
  • предоставление академического отпуска с сохранением полноценной стипендии (но только если основанием получения академического отпуска стали медицинские показания, в том числе, беременность);
  • полная компенсация затрат на проезд к месту учебы и обратно (только в отношении поездок в другой город);
  • ежегодная поддержка в размере трех стипендий, которая должна быть потрачена на покупку спортивной формы, приобретение канцелярских приборов, книжек;
  • бесплатное питание во всех учебных заведениях.

Медицинские

Неимущественные права ребенка, лишенного опеки родителей, и детей-сирот включает:

  • бесплатное посещение специалистов государственных больниц;
  • получение медикаментов бесплатно или по скидкам (в зависимости от категории препарата и действующих правил на момент его приобретения);
  • предоставление бесплатных путевок в санатории и на оздоровительные курорты, если для этого есть медицинские показания, подтвержденные справкой лечащего врача (дополнительно компенсируется стоимость проезда до места оздоровления и обратно).

Читать так же:  Материнский капитал на покупку автомобиля

Трудовые

Перед первым трудоустройством льготнику необходимо обратиться в территориальное отделение службы занятости с целью постановки на учет по безработице. Это позволяет:

  • заручиться помощью специалистов в поиске работы;
  • поступить на бесплатные курсы смены квалификации;
  • стать обладателем ежемесячных выплат, равных размеру регионального прожиточного минимума на период поиска места работы (но не дольше шести месяцев).

Жилищные

Имущественные права детей-сирот включают преференции, направленные на улучшение жилищных условий. Так, за каждым ребенком, который передан на попечение государства, закрепляется квартира (порядок и очередность распределения недвижимости зависит от возможностей регионального бюджета и муниципального жилищного фонда).

После выпуска из интернета по достижению совершеннолетия, человек имеет право заселиться в квартиру и полноценно использовать ее по целевому назначению. Еще после пяти лет удастся заключить с муниципалитетом договор социальной аренды, расширяющий полномочия жильцов. Дополнительно через время удастся приватизировать жилье.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Приобретение статуса ребенка, лишенного родительской опеки, обусловлено следующими юридическими последствиями:

  • человек получает право на дополнительные социальные льготы;
  • возможность защиты личных интересов от неправомерных действий матери/отца;
  • исключение претензий в будущем на получение алиментов с ребенка.

Инициировать получение статуса льготника могут сами дети, близкие родственники детей, представители образовательных/медицинских учреждений, в которых временно содержатся дети, органы опеки и попечительства, а также прокурор.

Льготы и пособия

Права несовершеннолетних сирот в РФ тщательно защищаются законодательством. Но для получения доступа к социальным преференциям необходимо подтвердить льготный статус и основания для получения дополнительной поддержки. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  • сбор подтверждающих документов;
  • обращение в Пенсионный фонд с целью получения денежных выплат;
  • подача документов в органы социальной защиты, если необходимо получение привилегий в материальном виде.

Порядок оказания поддержки зависит от возраста льготника, состояния здоровья и занятости, а также от присвоенного статуса сироты или ребенка, лишенного родительского попечения.

Правила предоставления пособия:

  • если родитель погиб, но на момент своей смерти накопил необходимый минимальный трудовой стаж, то льготник сможет получать комплексное ежемесячное обеспечение, состоящее из пенсии и дополнительных социальных надбавок;
  • при отсутствии у умершего родителя трудового стажа, ребенок сможет рассчитывать на пенсию по утрате кормильца;
  • граничный срок предоставления денежных выплат — совершеннолетие, но этот период может продлеваться до 23 лет, если несовершеннолетний продолжает обучение на очной форме или проходит службу в армии по призыву.

Социальная поддержка

Обеспечение социальных прав детей-сирот происходит по двум направлениям:

  1. Оказание нематериальной поддержки, которая заключается в гарантии образовательных преференций (внеочередной прием в ряды студентов, бесплатное питание), гарантии права на полноценное трудоустройство или бесплатное медицинское обслуживание. То есть это список привилегий, которые не исчисляются денежным эквивалентом;
  2. Материальные преференции, включающие денежные пособия, предоставление жилья и земельных участков, а также скидок и отмены некоторых категорий выплат.

Читать так же:  Родовой сертификат в 2021 году

Задача льгот — гарантировать справедливый доступ ко всем сферам социальной жизни, гарантируя получение образования. Возможность поиска работы, личностного развития с целью формирования в будущем полноценной ячейки общества.

Устройство детей без родителей

Социальные преференции — это хорошо, но они не гарантируют защиту главного права несовершеннолетнего ребенка — на воспитание в полной семье. Поэтому законодательством установлены способы устройства детей в семьи, а также порядок назначения ответственных лиц, временно заменяющих родителей. Задача таких мероприятий:

  • определение лиц, которые смогут защищать интересы несовершеннолетнего ребенка в юридических сделках;
  • установление человека, который будет принимать участие в воспитании детей, оказывая моральную поддержку, помощь, что влияет на психологическое и эмоциональное развитие детей;
  • назначение дееспособных людей, контролирующих полноценное получение государственных социальных пособий и льгот ребенком.

Проводится защита детей от противоправных воздействий.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения

Законодательством установлено несколько форм устройства сирот. А именно:

  • опека;
  • попечительство;
  • передача в приемную семью;
  • усыновление.

Особенности реализации каждой формы

ФормаНюансы
ПопечительствоРебенок, достигший возраста 14 лет, может самостоятельно инициировать участие в юридических сделках, но обязательно письменное согласие родителей, подтверждающих соблюдение интересов и прав несовершеннолетнего. За неимением матери и отца, в отношении ребенка назначается попечитель. В качестве попечителя может быть назначен близкий родственник или посторонний человек, который достиг возраста 18 лет и обладает полной дееспособностью. Дополнительно человек должен иметь недвижимость (допускается использование недвижимости на основании договора социального найма), где можно поселить подопечного
ОпекаЗадача опекуна — юридическая защита интересов детей, представительство ребенка в юридических сделках и разбирательствах. Чтобы кандидатура лица была рассмотрена на роль опекуна, необходимо подтвердить наличие следующих признаков:

  • старше 18 лет;
  • полная дееспособность;
  • наличие собственного жилья, площадь которого позволяет дополнительно подселить ребенка;
  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • ранее не было случаев ограничения или лишения родительских прав опекуна.

Опекуны назначаются только в отношении детей младше 14 лет, то есть таковых, которые не могут самостоятельно инициировать участие в юридической сделке

Приемная семьяЭто может быть отдельное лицо или супружеская пара (в том числе с детьми), желающая принять на воспитание несовершеннолетнего ребенка и, готовая заботиться о нем, как о родном. Осуществление деятельности происходит на основании подписанного договора, в котором подробно расписываются права и обязанности участников, а также меры ответственности приемных родителей
УсыновлениеУсыновление — способ приобретения юридического родства между детьми и взрослыми, которые не связаны кровными узами. После завершения процедуры усыновления участники получают взаимные права и обязанности, такие как между биологическими родственниками. Усыновителем может выступать близкий родственник или посторонний человек, который прошел все стадии проверок, в также обратился в суд с целью удовлетворения усыновления. Только после вступления в законную силу решения суда усыновление считается завершенным. Допускается отказ родителя от материнства/отцовства в пользу человека, готового усыновить/удочерить ребенка.

Как защитить права сирот

Гарантия прав детей-сирот, а также защита интересов несовершеннолетнего ребенка — обязанность органов опеки и попечительства. Свои обязательства попечительский совет исполняет путем определения формы устройства ребенка, поиском подходящей семьи (отдельного опекуна), контроля надлежащего исполнения опекунских обязательств.

Ребенок, в отношении которого не назначен опекун (попечитель), передается на временное содержание в специализированные государственные организации. К ним относятся приюты, интернаты, детские дома.

Конечно, полноценно уделять внимание ребенку работники таких организаций не могут, в силу большого количества детей, но так дети получают образование, нормальное питание, одежду, предметы быта и, что самое главное, социальное общение.

Заключение

Согласно статистическим данным, ежегодно на территории России усыновляется только ¼ доля детей, оказавшихся без попечения родителей. Преимущественно, малыши в возрасте до пяти лет. Но, как показывает практика, ребенок, которому пришлось расти без родителя, гораздо больше ценит семью и становится ответственным отцом/матерью своему ребенку.

Источник: https://zakonoved.su/prava-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-zakonodatelnaya-baza.html

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Статус сироты закон
Принят Государственной Думой 17 июля 2018 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в пункте 1:

а) абзац второй после слов “в абзаце первом настоящего пункта,” дополнить словами “по их заявлению в письменной форме”;

б) в абзаце третьем слова “учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях” заменить словами “медицинских организациях и иных организациях”, после слов “профессионального образования,” дополнить словами “профессионального обучения,”;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

“2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.”;

3) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.”;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

“2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;”;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: “Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.”.

Статья 2

Пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст.

17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст.

6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст.

4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст.

5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст.

3414) дополнить подпунктом 143 следующего содержания:

“143) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;”.

Статья 3

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: “В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.”;

2) в статье 90:

а) слова “Если наниматель” заменить словами “1. Если наниматель”;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“2.

Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.”;

4) в статье 101:

а) часть 3 после слов “3. Договор найма специализированного жилого помещения” дополнить словами “, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 981 настоящего Кодекса,”;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

“4.

Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.”;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

“5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.”;

6) статью 1091 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

“3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4.

В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.”.

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”;

2) часть 2 статьи 831 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

“7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.”.

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник: https://rg.ru/2018/08/01/sirot-dok.html

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Статус сироты закон

Дети могут по разным причинам остаться без опеки матери и отца. Защита прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей становится заботой государства и осуществляется исполнительными органами власти.

Социальные службы в интересах таких детей организуют различные способы защиты и содействуют в их устройстве. Рассмотрим, как осуществляется защита прав и интересов детей, лишившихся родительской опеки.

Выясним, какие права гарантирует им государство и какие органы осуществляют систему защиты прав и законных интересов детей.

Кто такой ребенок, оставшийся без родительского попечения?

Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1996 года устанавливает 2 категории несовершеннолетних, нуждающихся в защите:

  1. Дети-сироты – граждане, не достигшие 18 лет, оказавшиеся без родительской поддержки по причине смерти обоих родителей.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, оказавшиеся без присмотра при живых родителях.

Если с сиротами ситуация однозначна, то вторую категорию образуют дети, оставшиеся без родительского присмотра по разным обстоятельствам, в результате которых их родители:

  • в судебном порядке лишены родительских прав из-за аморального образа жизни, уклонения от воспитания или угрозы для жизни и здоровья ребенка;
  • признаны недееспособными из-за психического расстройства или тяжелых болезней;
  • официально признаны пропавшими без вести или умершими;
  • находятся в местах отбывания наказания или под следствием;
  • были неизвестны изначально;
  • осознанно отказались от детей в медицинском, воспитательном или другом учреждении.

Государство возлагает обязанность по защите данных категорий детей на районный отдел опеки по месту выявления ребенка.

Кто должен сообщить о том, что ребенок остался без попечения?

В ст. 122 СК РФ определяется порядок выявления детей, оказавшихся без опеки. Закон наделяет любого гражданина РФ обязанностью сообщать о факте появления ребенка, оставшегося без родителей. Как правило, такими гражданами становятся:

  • родные ребенка;
  • соседи;
  • знакомые семьи;
  • другие граждане, владеющие информацией.

Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 года возлагает дополнительные обязанности по выявлению несовершеннолетних без родителей на органы по надзору и профилактике беспризорности несовершеннолетних. К ним относятся:

  • учреждения здравоохранения: медицинские работники сообщают о детях, которые оставлены в их учреждениях;
  • образовательные учреждения: учителя направляют информацию о семьях, которые не занимаются воспитанием детей;
  • правоохранительные органы: полиции, прокуратура передают информацию о пропавших или осужденных родителях и детях без надзора;
  • социальные службы: специалисты выявляют факты ненадлежащего родительского воспитания.

Граждане или сотрудники организаций информируют органы опеки по месту проживания ребенка, которые действует по установленному порядку:

  • посещают жилье несовершеннолетнего;
  • при подтверждении фактов, перемещают ребенка в безопасное место: к родным в семью, в центр реабилитации;
  • передают информацию о ребенке в региональный банк, нуждающихся в защите детей (в течение 3 дней с выявления);
  • за 30 дней организовывают семейное устройство несовершеннолетнего.

Процедура организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную защиту детских прав, даже при отсутствии родителей.

Какие органы уполномочены защищать детские права?

В 2021 году в Российской Федерации действует система органов, призванных содействовать защите прав детей оставшихся без попечения родителей:

  • органы опеки и попечительства;
  • прокуратура;
  • органы управления социальной защиты населения;
  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • специализированные центры реабилитации для несовершеннолетних.

Основные функции возлагаются на районные отделы опеки и попечительства. Согласно ст. 121 СК РФ в их функции входит:

  • выявление и постановка на учет несовершеннолетних, оставленных без поддержки родителей;
  • назначение опеки и попечительства;
  • надзор за реализацией всех прав и возможностей детей, находящихся под опекой;
  • контроль за заключением сделок по распоряжению имуществом подопечных;
  • отслеживание деятельности опекунов и государственных учреждений в отношении воспитанников;
  • проверка качества ухода, воспитания, обучения и жизни несовершеннолетних;
  • представление законных интересов и гражданских прав опекаемых.

Прокуратура отслеживает соблюдение всех прав граждан и принимает меры при их нарушении. Полномочия прокурора по охране прав детей основаны на контроле за соблюдением законности и правомерны в следующих вопросах:

  • лишение родителей прав или их восстановление;
  • признание действительным или недействительным соглашения по алиментам;
  • установление опекунства и его снятие по решению суда;
  • изъятие ребенка у родителей, если они не выполняют своих обязанностей.

Комиссия по делам несовершеннолетних создается органами местного самоуправления. В пределах своих полномочий комиссия решает следующие задачи:

  • защита и восстановление прав малолетних детей;
  • борьба с беспризорностью и ее причинами;
  • контроль за содержанием и развитием несовершеннолетних;
  • профилактика правонарушений у воспитанников;

Органы социальной защиты населения, наряду с органами образования и здравоохранения в пределах своих функций оказывают содействие органам опеки в отношении детей, без родительской опеки или находящихся в социально-реабилитационных центрах или в центрах содействия семейному устройству.

Способы защиты детских прав

Контроль за соблюдением требований закона на образование, воспитание и обеспечение всем необходимым в прерогативе органа опеки. Опека занимается устройством детей и следит, чтобы их права не нарушались. В 2021 году в РФ установлены:

  • семейное устройство детей;
  • помещение ребенка в специализированную организацию.

К формам семейного устройства относятся:

  • усыновление;
  • приемная семья;
  • опекунство над ребенком.

Усыновление – единственная вид, требующий судебного решения, все остальные проводятся на основе заключения отдела опеки. Считается самой приоритетной формой устройства, так как ребенок получает все права кровного сына или дочери, осознает себя родным.

Усыновители не получают помощи от государства, так как несовершеннолетний теряет все льготы, положенные сироте, и на свои средства содержат ребенка.

Из-за того, что усыновить по закону можно только детей-сирот или несовершеннолетних, чьи родители были лишены прав на длительный срок, усыновленных относительно немного.

Опека – самый массовый способ устройства, потому что под опекунство подпадают все категории детей, и к опекуну предъявляются более лояльные требования, чем к усыновителям. Подопечный сохраняет статус ребенка без родительской опеки, имеет право на жилье и все положенные льготы.

Обычно опеку устанавливают родственники, но могут оформить и посторонние люди, иногда с целью дальнейшего усыновления. Опека возможна над детьми до 14 лет.

После этого возраста и до совершеннолетия оформляется попечительство на условиях предоставления большей самостоятельности подростку в принятии решений, но под контролем попечителя.

Помещение ребенка в приемную семью происходит по договору между приемным родителем и местным органом власти. Приемный ребенок сохраняет все права детей без попечения родителей.

Государство оплачивает расходы на содержание малолетнего, предоставляет льготы на санаторное и медицинское обслуживание, выплачивает вознаграждение приемному родителю.

Приемная семья – замечательная форма устройства для оказавшихся без попечения кровных братьев и сестер, которых по закону нельзя разлучать

Когда возможности семейного устройства нет, дети помещаются в специализированное учреждение:

  • социально-реабилитационный центр;
  • центр содействия семейному устройству.

Помещение детей в эти учреждения рассматривается как вынужденная мера, отдел опеки подыскивает семейное устройство для них. Проживая в данных организациях, ребенок находится на государственном обеспечении.

В случае получения им пенсии по потери кормильца или инвалидности, средства переводятся на его счет, никто не может воспользоваться его деньгами или имуществом. Обязанности опекуна возлагаются на руководителя организации, который отвечает за благополучие подопечного.

Воспитанник проживает в организации до совершеннолетия, если получает образование, то и до 23 лет.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Система государственной поддержки детей защищает их права:

  • на образование;
  • на жилье;
  • на труд;
  • на медицинское обслуживание;
  • на имущество.

Рассмотрим подробнее.

На образование

Согласно ФЗ № 159, подопечные получают начальное, среднее, высшее образование за государственный счет и имеют право:

  • бесплатно обучаться на подготовительных курсах при ВУЗе или колледже;
  • бесплатно получать второе профессиональное образование;
  • брать академический отпуск с сохранением стипендии.

А также, обучаясь на бюджете, получать бесплатное питание, место в общежитии, проезд, пособие на приобретение одежды и обуви, средств для учебы.

На жилье

Детям, независимо от формы устройства, государство гарантирует право на жилье:

  • имеющие в собственности жилье, сохраняют свое право на жилое помещение;
  • при отсутствии жилья, квартира выделяется из фонда по договору специализированного найма, сроком на 5 лет, после чего заключается договор социального найма;
  • выйдя из социально-реабилитационного центра, дети могут вернуться на прежнее место жительства.

Кроме того, несовершеннолетние могут наследовать недвижимость родных или получать в дар.

На труд

В области трудоустройства закон предусматривает льготы:

  • для вставшего на учет по безработице, в первые 6 месяцев пособие равно среднемесячному заработку по региону;
  • право на бесплатную профессиональную диагностику в центре занятости;

При ликвидации предприятия работодатель оплачивает новое обучение с возможностью последующего трудоустройства.

На медицинское обслуживание

Лишенные родителей дети имеют права в области здравоохранения:

  • бесплатное амбулаторное и стационарное лечение с оперативным вмешательством в учреждениях, прошедших государственную аккредитацию;
  • профилактические осмотры;
  • оздоровление в профилакториях, санаториях, спортивно-оздоровительных лагерях и пансионатах за счет госбюджета;

Дополнительно они могут претендовать на бесплатный проезд до места оздоровления и обратно.

Имущественные права

В соответствии с законом несовершеннолетние, имеющие статус сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, имеют право:

  • на имущество, оставшееся после смерти родителей;
  • на имущество матери и отца, лишенных родительских прав, приобретенное для потребностей детей;
  • на алименты, социальные выплаты, пенсии и пособия;
  • на полученное в дар и по наследству имущество.

Дети, без родителей, имеют все права, что и несовершеннолетние в семьях. Кроме того, такие дети имеют право на помощь местных органов власти по устройству в семью или специальное детское учреждение, на защиту своих законных интересов в государственных органах. Закон гарантирует и защищает права детей, лишенных родительского попечения.

Источник: https://glavny-yurist.ru/zashhita-prav-i-zakonnyh-interesov-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html

Льготы и выплаты сиротам после 18 лет

Статус сироты закон

Дети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.

Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.

Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):

  1. Скончались;
  2. Погибли;
  3. По вердикту суда объявлены умершими;
  4. Пропали без вести;

Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:

  • Утратили родительские права;
  • Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
  • В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
  • Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
  • Пребывают в местах лишения свободы.

Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):

  1. назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
  2. направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.

Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:

  • выплата социальной пенсии или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
  • льготное питание при учебном заведении;
  • право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
  • решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
  • предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
  • выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
  • бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
  • выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
  • повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
  • Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.

Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.

Льготы и пособия

Возникает главный вопрос – какие льготы положены сиротам после восемнадцати лет? Во-первых, после завершения школьного курса, каждый сирота приобретает право продолжить обучение в средне-специальном или высшем учебном заведении. И это, пожалуй, один из главных моментов в начале взрослой жизни данной категории граждан.

От того, предпочтет ли сирота продолжить обучение или завершить его после школы, напрямую зависит продление усиленной государственной поддержки. Отказавшись от ВУЗа, он практически сразу лишается пакета дополнительных льгот.

Это не означает, что человек при этом теряет права на все привилегии, но на выплаты, пособия и поддержку в процессе будущего трудоустройства рассчитывать не стоит.

Вероятно, по этой причине в последнее десятилетие все больше и больше сирот продолжают свое обучение в институтах, университетах, колледжах, техникумах и училищах. Во-первых, потому что право первоочередного поступления в образовательные учреждения имеются у всех сирот.

Разумеется, успеваемость в старших классах и результаты экзаменов учитываются, поэтому далеко не каждый сирота может поступить, например, в Московский государственный университет. Тем не менее, сирота будет иметь больше шансов получить место, чем любой другой претендент, имеющий абсолютно одинаковые с ним результаты ЕГЭ.

Но тут надо внести пояснение – большинство абитуриентов из данной прослойки поступают по квотам, поэтому им не приходится конкурировать с другими потенциальными студентами.

Подробнее в статье: Льготы студентам очной формы обучения 2019 года

Рекомендуется молодым людям, которые росли без родителей, поступать в ВУЗ или средне-специальное заведения сразу после окончания общеобразовательного курса. Дело в том, что льготы не будут предоставляться, если сирота захочет получить образование позже – социальная защита распространятся именно на учащихся в возрасте от 18 до 23 лет.

https://.com/watch?v=IBR7N8kubrk

Итак, после поступления человек остается на обеспечении государства. Вот виды льгот, которые ему положены:

  1. Полностью бесплатный проезд на общественном транспорте по городу, на пригородных направлениях, при необходимости сюда включаются и сельские маршруты.
  2. Полное обеспечение канцелярскими предметами, учебниками и при необходимости другими книгами – предоставляется в размере трех стипендий, следовательно, сумма меняется в зависимости от ВУЗа и региона.
  3. Полное обеспечение обувью, одеждой по сезону и всем необходимым.
  4. Полностью бесплатные медицинские услуги.

Источник: https://znatokfinansov.ru/gosudarstvo-i-dengi/lgoty/lgoty-prava-i-vyplaty-sirot-posle-18-let-cto-polozeno-i-kak-polucit-neobhodimye-dokumenty-zakony/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.