Ставка ндс при продаже зерна

Содержание

Особенности расчета ндс при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения

Ставка ндс при продаже зерна

В связи с введением НДС наряду с ЕСХН, некоторые плательщики ЕСХН могут особо пострадать. Это, прежде всего, сельскохозяйственные кооперативы, КФХ и иные организации, которые закупают сельхозпродукцию у физических лиц – личных подсобных хозяйств, перерабатывают ее и реализуют.

К примеру, в последнее время на территории нашей страны создано много молочных минизаводов, которые занимаются таким закупом и реализуют упакованное молоко и молочные продукты. И как сельскохозяйственные кооперативы они имеют право на применение ЕСХН.

Для них также при превышении выручки более 100 млн в 2018 году будет введена обязанность по уплате НДС. В итоге с выручки от реализации эти сельхозорганизации будут начислять НДС, а к вычету по приобретаемому сырью НДС принять не удастся, ведь физические лица не являются плательщиками НДС.

То есть получается аналогичная ситуация, в которой были до принятия изменений переработчики сельхозпродукции (крупные молзаводы и мясокомбинаты). Как быть?

На помощь здесь приходит старая норма по НДС, устанавливающая особый порядок расчета налога при закупе у физических лиц. По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ).

А вот особый порядок исчисления налога, предусмотренный п. 4 ст. 154 НК РФ, устанавливает иной порядок расчета для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в Перечень, установленный Правительством РФ.

Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. То есть не со всей суммы реализации рассчитывается НДС, а лишь с разницы между продажной и закупочной ценой.

О некоторых тонкостях применения такого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Итак, согласно п. 4 ст.

 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

НДС при этом исчисляется с разницы между продажной и ценой и ценой закупки с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. В большинстве это, конечно же, НДС по ставке 10 %. (на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ), но бывают и случаи расчета НДС по ставке 18 %.

Налоговая база по НДС в таком случае определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой, по которой продукция была закуплена у физических лиц.

Очевидно, что указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с разницы в цене. Но следует учитывать, что данное налоговое преимущество (преференция) ограничено рядом дополнительных условий. Какие это условия?

  1. Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень  

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Но имейте в виду: если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (об этом говорится в Письме МФ РФ от 26.01.2005 № 030404/01).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Пример 1. Налогоплательщик закупил у физического лица (ЛПХ) молоко сырое в количестве 300 литров по цене 18 руб. за литр. В дальнейшем молоко было реализовано по цене 25 руб. за литр.

Молоко поименовано в Перечне, следовательно, при его реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 2 100 руб. ((25 – 18) руб. * 300 литров).

  1. Продукция должна быть закуплена у физических лиц

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Разница между указанными категориями физических лиц заключается в том, что одни осуществляют предпринимательскую деятельность (то есть деятельность, направленную на систематическое получение дохода), а другие – нет.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается.

В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, ЕСХН или упрощенную систему).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И специалисты МФ РФ (например, Письмо от 07.12.2006 № 030411/234), и суды (например, Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

В итоге можно сделать вывод, что нормы п. 4 ст. 154 могут применяться только при закупе у физических лиц, не являющихся предпринимателями (не зарегистрированных в качестве таковых).

Пример 2. Примем данные из предыдущего примера о закупе молока. Но с условием, что налогоплательщик приобрел молоко для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя, уплачивающего ЕСХН.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 7 500 руб. (25 руб. * 300 кг).

  1. Возможно использования норм статьи при реализации продуктов переработки

Пунктом 4 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что операции, в отношении которых подлежит применению правило расчета НДС с межценовой разницы, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы.

Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц. Да и, кроме того, много вопросов к самим продуктам переработки.

К примеру, кооператив закупает сырое молоко во флягах, пастеризует его, разливает в пакеты и реализует. А, следовательно, кооператив покупает молоко и продает молоко. Является ли это переработкой?

В результате на практике возникло множество споров относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры различных судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны, к примеру, в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09С2 по делу № А07-13574/2008А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.

2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Несколько официальных Писем МФ РФ также комментируют данную ситуацию. Но более четко об этом указано в одном из недавних Писем МФ РФ от 11.07.2017 № 030714/43942.

В Письме специалисты МФ РФ указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде.

Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст.

 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, чиновники подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно п. 1 ст. 154 НК в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы не случайно процитировали эту фразу, поскольку изза отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

– либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

– либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

В итоге вопрос применения указанной преференции не такой однозначный, особенно при переработке закупленной у физических лиц сельскохозяйственной продукции.

А это значит, что каждый налогоплательщик, применяющий эту норму, не может до конца быть уверен в правильности ее применения.

Ведь налоговые органы могут трактовать нормы НК РФ и разъяснения по-своему, а это неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно. Но в любом случае отказываться от использования данной нормы ни в коем случае не нужно.

Источник: http://xn----7sbrkkdieeibji5b1g.xn--p1ai/nalogooblozhenie/539-osobennosti-rascheta-nds-pri-realizatsii-selkhozproduktsii-zakuplennoj-u-naseleniya

Ставки налога НДС для категории товаров – продукты питания

Ставка ндс при продаже зерна

Бытует мнение, что ставка НДС в Российской Федерации составляет 18%. Однако это не совсем так. Действительно, в общих случаях взимается именно такой процент, однако выделяется целый перечень операций, в отношении которых может применяться ставка и в 10%, и даже в 0%.

В частности, в эту группу входят продукты питания.

Заплатим только 10%

Согласно ст. 164 НК РФ определенные продовольственные товары подлежат налогообложению по ставке 10%. Для этого название отечественного продукта должно входить в ОКП—общероссийский классификатор продукции, а импортного—в ТН ВЭД—товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

В п.2 указанной статьи приводится точный перечень продуктов, облагаемый льготной ставкой в 10%. К ним относятся:

  • птица и скот, продаваемые на живой вес;
  • мясо и произведенные из него продукты (кроме деликатесов);
  • молоко и продукты из него;
  • яйца и их производные;
  • маргарин и растительные масла;
  • соль, сахар;
  • зерно и комбикорм;
  • крупы, мука и изделия из нее;
  • живая рыба (кроме относящейся к ценным породам);
  • морепродукты, продукты из охлажденной или переработанной в консервы рыбы (кроме деликатесов);
  • масличные семена и их производные;
  • продукты детского и диабетического питания;
  • овощи.

Все продукты, не вошедшие в этот список, облагаются НДС по ставке 18% согласно п.3 указанной статьи.

Можно вовсе не платить

В сфере производства и реализации продуктов питания выделяется еще вид деятельности, который не облагается НДС вообще. Это производство и реализация продуктов столовыми общественного питания, а также столовыми образовательных и медицинских учреждений.

На это прямо указывает пп.5 п.2 ст. 149 НК РФ. При этом указанные операции должны производиться непосредственно на территории названных заведений.

Может возникнуть вопрос: как же подтвердить эту налоговую льготу? Ведь в письме Минфина РФ от 03.12.2014 №03-07-15/61906 разъяснено, что в соответствии с п.6 ст.88 НК РФ налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы.

Однако четкого перечня таких документов для столовых не содержится ни в одном правовом документе.

При этом отказаться от указанной льготы налогоплательщик не вправе, и уведомлять о начале и окончании льготного периода налоговые органы он тоже не должен.

В то же время существует Определение от 20.11.2003 №392-О КС РФ, где указано, что освобождение от уплаты налогов по своей природе—льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ принципов всеобщности и равенства налогообложения.

Учитывая все вышеизложенное, в качестве документа, подтверждающего рассматриваемую льготу, следует рассматривать специальный разрешительный документ, на основании которого действует налогоплательщик. Как правило, это лицензия, свидетельство или иное предусмотренное законом разрешение.

То есть именно этот документ и должен быть представлен в налоговые органы как основание неуплаты НДС в рамках камеральной проверки.

Ставка 0% тоже существует

Наконец, предусмотрены условия, при которых НДС на продукты питания хоть и исчисляется, но его ставка равняется 0%. Это касается тех товаров, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта, а также тех, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Это регулируется ст. 164 НК РФ.

Применяется ставка в 0% при условии вовремя собранного и поданного в соответствующие органы пакета документов (ст. 165 НК РФ). Налогоплательщик должен представить:

В случае, когда товар помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предоставляется контракт (его копия) с резидентом таможенной зоны, а также копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента такой зоны.

Указанные документы должны быть представлены в налоговые органы в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру.

Если все сделано верно, то вышеуказанная операция включается в раздел 5 налоговой декларации по НДС за тот квартал, в котором был собран пакет документов.

Таким образом, можно сделать вывод, что НДС — довольно сложный налог. Мы рассмотрели только продукты питания, но выделили 4 его ставки: 18% (в общих случаях), 10% (для товаров, входящих в особый перечень), отсутствие НДС (для столовых общественного питания, образовательных и медицинских учреждений) и 0% (для товаров, помещенных под таможенную процедуру).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Как известно, российская система налогообложения товаров и услуг регламентируется применением трех налоговых ставок НДС: базовой 18%, пониженной 10% и нулевой ставкой при соответствии товара законодательно выделенным льготным категориям. Рассмотрим детально: какие товары входят в перечень действия cниженной ставки 10%, а какие будут облагаться НДС в размере 18%.

Для каких товаров действует сниженный НДС в 10%

В соответствии с п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, к группе товаров, реализующихся с уплатой НДС по сниженной ставке – 10%, принадлежат продукты питания, детские товары, печатная и книжная продукция, медицинские товары.

Полный перечень продукции, попадающих под действие НДС 10%, утвержден Постановлением Правительства РФ №908 от 31 декабря 2004 года. Что же сюда входит?

Категория продуктов питания

  • мясо и изделия из мяса (кроме деликатесов – телятины, копченостей, вырезки, консервов),
  • рыба и морепродукты (кроме элитных сортов рыб, икры, мяса крабов, лангустов);
  • молоко и продукты на основе молока;
  • овощи;
  • яйца и растительные масла;
  • сахар, соль, крупы и макаронные изделия;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • живой скот и птица;
  • диабетическое и детское питание.

Подтверждение принадлежности того или иного вида продукции к перечню товаров, исчисление НДС которых происходит по сниженной 10%-ной ставке, заключается в соответствии кодов товарной документации и Общероссийского классификатора продукции (ОКПД2). В импортных товарах эти коды должны соответствовать Товарной номенклатуре ВЭД.

Категория товаров для детей

  • трикотажная одежда для детей возрастной категории от 0 до 16 лет;
  • швейные изделия, включая предметы одежды, изготовленные из овечьего и кроликового меха, головные уборы, белье, верхняя одежда;
  • обувь (за исключением спортивного назначения);
  • детские товары: коляски, игрушки и подгузники;
  • детская мебель: кроватки, матрацы;
  • товары для школы: тетради, дневники, альбомы, пеналы, а также комплектующие к ним.

Подтверждение права применения ставки НДС 10% для детских товаров также происходит при соответствии кодов продукции ОКПД2 и ТН ВЭД для российских и зарубежных товаров соответственно.

Категория книжной и печатной продукции

Право использовать пониженную ставку налогообложения применяется к книгам и печатной продукции, относящейся к сфере образования, науки и культуры, печатной периодике (за исключением тех, что носят эротический и рекламный характер).

Книжная и печатная продукция, реализующаяся при НДС 10%, должна содержаться в специальном Перечне Правительства РФ № 41 от 23 января 2003 года, и иметь справку Федерального агентства по вопросам печати и массовых коммуникаций.

Категория товаров медицинского профиля

  • лекарственные препараты (средства, медикаменты, использующиеся в лабораторных исследованиях), в том числе и лекарства ветеринарного профиля;
  • медицинские изделия, использующиеся в производственном обиходе: нити и перевязочные материалы, фотопленки для рентгена, ампулы и лабораторная тара, гигиенические товары и латексные изделия.

Полный перечень медицинской продукции, на которую распространяется действие НДС 10%, изложен в Постановлении Правительства РФ № 688 от 15 сентября 2008 года.

Кроме того, обязательным законодательным требованием к налогоплательщикам, реализующим медицинские товары, является регистрационное удостоверение на каждую конкретную позицию лекарственного средства.

Сельское хозяйство

10%-ная ставка НДС действует при реализации таких видов племенных животных, как козы и овцы, лошади и крупный рогатый скот, свиньи. Пониженная ставка налогообложения используется и при исчислении налогов при реализации продукции для размножения племенных животных данной категории (яиц, эмбрионов, спермы).

Какие товары облагаются базовой ставкой НДС в 18%

Согласно п. 3 Статьи 164 Налогового кодекса РФ, процентная ставка НДС в 18% будет действовать при реализации товаров во всех случаях, которые не содержат льготных условий налогообложения (при НДС 0% и 10%).

По сути, пониженные льготные ставки НДС – нулевая и 10%, являются исключением из налоговых правил, во всех остальных случаях (и это – большинство), при реализации товаров должна применяться основная ставка НДС – 18%.

То есть, если организация не находит свой товар в перечне налоговых исключений, где действуют ставки 0% и 10%, налогообложение ее продукции будет исчисляться по базовой ставке 18%.

Данная процентная ставка действует для широкого спектра товаров бытового и промышленного обихода: одежды и обуви взрослых, мебели, бытовой и электронной техники, промышленного оборудования, текстильных изделий, керамики, бытовой химии, флористики и прочих категорий продукции, не упоминающейся в перечне товаров со сниженным НДС, или же в списках товаров, освобождающихся от уплаты налогов.

Таким образом, налогообложение товаров российского и иностранного происхождения по сниженной ставке 10% или же освобождение от уплаты НДС реализуется по законодательно регламентированным ограниченным перечням продукции «льготных» категорий. Являясь базовой, ставка НДС в 18% распространяет свое действие на большинство товаров бытового и промышленного назначения, которые не входят в категорию налоговых исключений.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nds/obekt/na-produkty.html

Есхн и ндс в 2019 году

Ставка ндс при продаже зерна

Единый сельскохозяйственный налог — это льготный режим для аграрных производителей, позволяющий платить в бюджет по минимуму. Как и другие спецрежимники, плательщики сельхозналога были освобождены от уплаты многих налогов, но в этом году ситуация изменилась. Как совмещать уплату ЕСХН и НДС в 2019 году, и как отразятся эти нововведения на налоговой нагрузке сельхозпроизводителей?

Новый налог для сельхозпроизводителей

С 2019 года прекратила действие норма статьи 346.1 (3) НК РФ, согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме ввозного).

Это означает, что на ЕСХН в 2019 году и в дальнейшем необходимо:

  • начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг и при получении авансов;
  • в пятидневный срок передавать покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость;
  • запрашивать от поставщиков счета-фактуры для учёта входящего НДС;
  • проявлять необходимую осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (чтобы не получить отказ в вычете);
  • вести книги продаж и покупок;
  • каждый квартал представлять декларацию по НДС в электронном виде;
  • вовремя перечислять НДС в бюджет (тремя равными частями не позже 25 числа каждого из трех месяцев, следующих после отчётного квартала).

Обратите внимание, что основная налоговая ставка НДС с 2019 года выросла. Вместо 18% она теперь составляет 20%. Однако для некоторых продовольственных товаров применяется льготная ставка — 10% (статья 164 НК РФ).

В этот перечень включена основная продукция сельхозпроизводителей:

  • скот и птица в живом весе;
  • мясо и мясопродукты, за исключением деликатесных;
  • молоко и молочная продукция;
  • яйца и яйцепродукты;
  • масла растительные, маргарин, жиры специального назначения;
  • сахар;
  • зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы;
  • маслосемяна и продукты их переработки;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • крупы, мука, макаронные изделия;
  • рыба живая, за исключением ценных пород;
  • море- и рыбопродукты, кроме деликатесных;
  • продукты для детского и диабетического питания;
  • овощи.

Плюсы и минусы НДС для ЕСХН

Государство по-прежнему поддерживает сельхозпроизводителей, тем более сейчас, когда поставлена задача импортозамещения товаров, попавших под санкции. И как бы это странно ни звучало, но обязанность платить новый налог может, в некоторых случаях, снизить общую фискальную нагрузку.

Возможность стать плательщиком НДС, не отказываясь при этом от льготного режима, выгодна в первую очередь крупным аграрникам, которые закупают дорогую технику и оборудование. Ну а небольшие организации и ИП могут освободиться от такой обязанности.

Основной плюс уплаты налога на добавленную стоимость — это возможность учесть входящий НДС, ведь многие контрагенты сельхозпроизводителей работают на общей системе налогообложения. Кроме того, плательщики ЕСХН теперь получили право выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, что привлечет к сотрудничеству с ними крупные организации.

К минусам совмещения ЕСХН и НДС можно отнести обязанность по оформлению дополнительной отчётности (счета-фактуры, книги покупок и продаж, декларации) и уплату самого налога.

Рекомендуем нашим пользователям принимать решение об уплате или отказе от НДС на ЕСХН после консультации со специалистами. Здесь действительно надо учесть много нюансов, которые могут существенно отразиться на развитии вашего бизнеса. В частности, после освобождения от НДС вычет по налогу получить нельзя, но и в расходы эти суммы теперь не включаются.

Как плательщику сельхозналога получить освобождение от НДС

Мы уже говорили, что от уплаты НДС при ЕСХН (кроме ввозного) можно освободиться. Для этого надо выполнять определённые ограничения:

  • не превышать лимит полученных доходов;
  • не реализовывать подакцизные товары в течение трёх предшествующих календарных месяцев.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость носит заявительный характер, т.е. для этого надо обратиться в свою ИФНС по месту учёта. Причём общие условия, при которых налогоплательщики НДС могут получить освобождение, для сельхозпроизводителей не действуют.

Те, кто работает на ЕСХН, вправе подать уведомление при выполнении одного из двух условий, указанного в статье 145 НК РФ:

  • переход на уплату единого сельхозналога и освобождение от НДС происходит в одном календарном году;
  • доходы сельхозпроизводителя, уже работающего на спецрежиме, за предыдущий год не превысили лимитов, указанных в таблице (без учёта налога).
Год, за который учитывают доходыЛимит доходов, млн рублей
2018100
201990
202080
202170
2022 и далее60

Например, если организация уже применяла ЕСХН в 2018 году, то она может освободиться от уплаты налога на добавленную стоимость, при условии, что полученный в этом году доход не превысил 100 млн рублей. Если же организация или индивидуальный предприниматель в 2019 году только стали плательщиком ЕСХН, то для освобождения от НДС им не надо соблюдать лимит доходов.

Форма уведомления разработана приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н. В документе надо указать наименование налогоплательщика, его ИНН, адрес, контакты для связи, дату, с которой заявлено освобождение от НДС.

К уведомлению для уже действующих производителей надо приложить выписку из баланса и выписку из книги учета сельскохозяйственных товаропроизводителей на ЕСХН. Обратиться в налоговый орган необходимо не позже 20-го числа месяца, с которого заявляется право на освобождение.

При этом НК РФ устанавливает для плательщиков сельхозналога особенную норму — если освобождение от уплаты НДС получено, то отказаться от него добровольно уже нельзя (п. 4 статьи 145). Если же сельхозпроизводитель превысил допустимые лимиты доходов или стал продавать подакцизную продукцию, то право на освобождение он утрачивает и больше получить его не сможет.

Источник: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/eshn-v-2019-godu-izmeneniya-otnositelno-nds

Уплата НДС при реализации сельхозпродукции, закупаемой у населения — Audit-it.ru

Ставка ндс при продаже зерна

О. П. Гришина

Журнал “НДС: проблемы и решения” № 11/2017

Что нужно учесть налогоплательщику, реализующему сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ?

По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п.

 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.

3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы

Согласно п. 4 ст.

 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что налог исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Налоговая база по НДС

=

Цена реализации с учетом НДС

Цена, по которой продукция была закуплена у физических лиц

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы.

Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий.

Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

Первое условие

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки  должны быть включены в Перечень*

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 – 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

Второе условие

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция закуплена у физических лиц*, не являющихся предпринимателями

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Разница между указанными категориями физических лиц заключается в том, что одни осуществляют предпринимательскую деятельность (то есть деятельность, направленную на систематическое получение дохода), а другие – нет.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03-04-11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки

Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

  • в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);

  • в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2 по делу № А07-13574/2008-А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.

2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522-А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Реквизиты документа

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде.
Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст.

 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из-за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

  • либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

  • либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03-07-14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно. 

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/929161.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.